Многие знают о существовании в Сибири Баргузинского заповедника, главного места безопасного проживания ценнейших пушных зверьков - соболей. Но мало кто в курсе, что основателем и первым многолетним директором этого заповедника стал чех Зенон (Франциевич) Сватош. Указ о создании "Баргузинского охотничьего соболиного заповедника" успел подписать царь Николай II в 1916 году. Сватошу тогда было 30 лет, и он уже был искушенным зоологом, успевшим побывать и в Африке, и в Арктике.
Родители Зенона Сватоша переселились в Россию из Чехии в 1881 году, когда Чехия была частью Австро-Венгерской монархии. Сначала жили в Новороссийске, а потом перебрались в казачью станицу Крымская, где в 1886 году и родился Зенон. Образование он получил в Реальном училище в Симферополе.
В таких реальных училищах делался упор на естествознание, математику, физику и географию, преподавались иностранные языки, иногда и латынь. Практиковались лабораторные занятия и экскурсии, практические работы. Во всяком случае, этого базового образования Сватошу хватило на всю жизнь. Помимо чешского и русского языка, он мог говорить на немецком и французском, владел и латынью. Но больше всего его увлекли география и зоология.
Первой целью его путешествия в первом десятилетии 20-го столетия была Средняя Азия, а уже в 1911 году он получил возможность участвовать в экспедиции Зоологического музея Санкт-Петербурга в Африку. Это была экспедиция под руководством князя Горчакова, а Сватош участвовал в сборе коллекционного материала для музея в качестве зоолога-препаратора.
Через два года Зенон Сватош отправился уже в Арктику с экспедицией В.А. Русанова для исследования обширного полярного архипелага Шпицберген. Как зоолог Сватош занимался сбором материала о жизни и особенностях морских птиц и животных в области Северного Ледовитого океана. На обратном пути Русанов собирался направить судно экспедиции "Геркулес" далее вдоль северного побережья России, намереваясь доплыть до Камчатки. Трёх членов экспедиции, среди которых был и Сватош, решили отправить с уже собранными материалами назад в Петербург. А путь "Геркулеса", как и всех его пассажиров, закончился трагически у полуострова Таймыр, где 20 лет спустя на берегу были найдены некоторые обломки судна и кое-какие вещи его пассажиров.
Незадолго до начала Первой мировой войны Зенон Сантош отправился в свою 4-ю последнюю экспедицию, на этот раз к берегам Байкала. И он уже навсегда остался в Сибири, которая стала для него и местом работы, и домом.
Эта экспедиция в Сибирь была связана с возникшей в то время проблемой - к началу 20 века ценнейший пушной зверек, соболь, практически исчез из тайги. То есть популяция соболя была почти полностью истреблена в результате безоглядной охоты на него, как местных жителей, так и промысловых охотников. А ведь пушнина всегда была ценным товаром, за который платили и золотом. И соболь, в частности, был эксклюзивом, которым владела только Россия, так как нигде в мире, кроме России, соболь не водится.
После царского указа 1916 года о создании Баргузинского заповедника члены экспедиции по исследованию мест обитания соболя стали первыми сотрудниками заповедника. В их ведении оказалось полторы сотни вёрст тайги вдоль Байкала и Баргузинского горного хребта на северо-восток от озера. Первым директором заповедника был назначен К.А. Забелин, а Сватош был его заместителем.
Надо отметить, что Зенон от рождения числился подданным Австро-Венгерской монархии, как и его родители. Учитывая политические отношения России и Австро-Венгрии в те времена, было сложно предполагать как простую смену гражданства, так и продвижение Сватоша на руководящие должности. Только с установлением советской власти, Зенон Сватош мог принять гражданство уже советской России.
В 1924-м году, после отъезда Забелина, директором заповедника закономерно стал Сватош и проработал в заповеднике до самого ухода на пенсию в 1945-м году. Так как в заповеднике всегда было небольшое число работников, как правило, не более пяти, и самому директору приходилось заниматься буквально всем. А в годы гражданской войны в стране и в течение 1920-х лет были долгие периоды вообще без денег. Когда не было возможности оплачивать охрану территории, сотрудникам самим приходилось воевать против браконьеров. Сватошем единолично было задержано 20 браконьеров, о чем записано в отчетах заповедника.
Зенон Сватош написал десятки научных работ о сибирской природе и лично исследовал огромную область Сибири. Но главным результатом его деятельности стало то, что уже через 10 лет после организации заповедника там стала расти популяция соболя. А к середине 1930-х годов начался переход соболя в охотничьи угодья, в те места, где раньше он был практически истреблен. Вскоре восстановление численности соболя началось и по всей Сибири.
После выхода на пенсию Сватош никуда из тех мест не уехал. Да и не было куда и к кому ехать - с 30-ти лет он полностью посвятил всю свою жизнь уникальной природе этой части России. Он остался там же и продолжал работать, теперь уже в Баргузинском районо, до своей смерти в 1949 году.
Зенон Сватош не окончил высшей школы, не получил диплома и никаких званий и титулов за всю свою деятельность, но сделал для познания и возрождения природы Сибири так много, как мало кто иной.
Если вам, мои читатели, был интересен этот рассказ - приглашаю вас в подписчики канала. Так вы сразу будете узнавать о новых публикациях. Пишите отзывы, вопросы и, может быть, пожелания.