Меня проклял ужасный колдун. Ни за что не поверил бы в эту историю, если бы сам не стал жертвой.
На прошлой неделе я выбирал себе фильм на вечер. Настроение было странное. Комедии казались скучными, драмы еще скучнее. От отчаяния я взглянул на вкладку «Ужасы». Тут всё и случилось. Бывает у Вас такое, когда одна внезапная мысль возбуждает цепочку воспоминаний? Я вдруг вспомнил, что в детстве читал книжки из серии "Ужастики". Детское чтиво с яркой обложкой. Чистая беллетристика. Кто там автор? Роберт Стайн. Будто впервые слышу. Но очень хорошо помню, как читал про оборотней, вампиров и призраков. Помню, были ещё книжки с нелинейным сюжетом под названием «Ужастики 2». Ты скакал по страницам, делал выбор и следовал указаниям, пока не приходил к своей концовке. Было здорово, но я часто проигрывал. То я погибал нелепой смертью, то оставался в вечном плену. Приходилось переигрывать. А какие «Ужастики» я вообще читал? Переведено на русский 63 книги. Нет, столько прочесть не мог. Может сейчас попробую вот эту. «Добро пожаловать в мертвый дом». Всего 200 страниц. Дел на 15 минут. Пару глав и конец. Что плохого может произойти? Тогда я даже не подозревал ни о чем.
"Ужастики" - это детские рассказы ужасов за авторством Роберта Стайна. Исходя из того, что все герои серии двенадцатилетние мальчики и девочки, делаю вывод, что это и была основная аудитория. "Ужастики" - это реализация одной идеи в вакууме. Это 200-страничные пугалки-триллеры про монстров или просто фантастические приключения. Не ждите от автора откровений или глубокой морали. Есть пару исключений, но об этом позже.
Роберта Стайна называют Стивеном Кингом детской литературы. Это не совсем так. Сюжеты Кинга многогранны. Его романы это социальные драмы с элементами хоррора. У Стайна ты читаешь не книгу, а идею. Конечно, у любого автора есть идея. Но у Стайна нет больше ничего. «Вот страшная ситуация. Давай, герой! У тебя всего 200 страниц, чтобы выбраться». Неподалеку будет валяться мораль типа «родители не слушают своих детей» или «детей обижают другие дети». «Ужастики» это жвачка с одним конкретным вкусом. В конце эта жвачка может просто потерять вкус, может превратить тебя в замочную скважину или свести с ума, а может оказаться не жвачкой, а древним злом, которое сделает тебя своим рабом и заставит читать «Ужастики» снова и снова.
Главного героя/героиню, которые представлены тут типажами труса, пранкера или неудачника, в конце ожидает неожиданный шок-контент. Хэппи-энда может не быть. Герои могут проиграть, погибнуть или превратиться в монстров. Неизвестность, а точнее эффект «че он там опять в конце придумает» и создает напряжение. А еще мини-скримеры в конце каждой главы. «И ПРОМЕЛЬКНУЛА ТЕНЬ и... это была собака. НО ПОТОМ СКРИПНУЛ ПОЛ и... это всего лишь собака, а потом БАХ АТАКА СТРАШНОЙ И ОБЕЗУМЕВШЕЙ СОБАКИ, КОТОРАЯ ГОТОВА ТЕБЯ... а нет, это обычная собака. Ведь так?»
Однако, структура рассказов почти всегда одинакова. Читатель выбирает лишь категорию: призраки, оборотни, перемещение во времени, мутанты, колдовство, приключения, страшная жижа и прочее. И если везет, то попадается интересный сюжет с действительно прикольным твистом. Да еще и новой морали завезут. «Вся нечисть» и «Как я научился летать» - забавная, но немного дурацкая сатира про неудачников. «Нечто из подвала» бодрый триллер про опасные растения. «Самое жуткое приключение» расскажет самую безумную историю об эпиляции (самый лучший рассказ, серьезно). «Добро пожаловать в мертвый дом» окажется типичным мрачным ужастиком, а «Тайна холодного озера» - необычным хоррором про детский лагерь и важность дружбы. Есть еще «Ночь ожившего болванчика» про вторую самую известную хоррор-куклу в мире. «Дьявольская кровь» о необычном слайме анти-анти-стресс. «Заколдованное авто»...ну понятно про что. «Лагерь призраков» и «Пугала гуляют в полночь» средние рассказы со спойлером в названии.
Однако, не всегда попадается годнота. Если ошибетесь с выбором рассказа, то получите огромные проблемы с логикой и потраченное время. Вы почувствуете фальшь. На героев навалится 33 несчастья, потому что автор так написал. Опасные артефакты апокалипсиса будут продаваться за 5 bucks. А когда тебе что-то объясняют, то лучше бы ничего не объясняли...Появляются «костыли на рояле». Ощущение будто ты всё это время читал другую книгу. Такое попадается и в годноте, но в менее удачных книжках это прям...Охохо... Из середнячка можно выделить «Атаку мутанта» с его неплохой задумкой про комиксы, но плохим всем остальным. «Один день в парке ужасов» и «Тайна часов с кукушкой» одарят читателя напряженной атмосферой приближающегося конца. НО «Как убить монстра» слишком пост-мета-сатира, и мне очень не понравилось. «Бойся, очень бойся» - слабая подделка «Джуманджи». «Тревожное полнолуние» шок-контент ради шок-контента.
Но раз всё не так гладко...почему я не могу остановиться и продолжаю читать? Роберт пишет слишком увлекательно. Книга может абсолютно не понравиться, но ты всё равно прочтешь её залпом. Да, это странно. Вся магия в темпе истории. Он "монотонно стремительный". Герой, занимаясь своими повседневными делами, очень быстро толкает историю к финалу. И книга не успевает надоесть. Маленькие рассказы идеально подходят для детской аудитории. Легкий хоррор познакомит детей с жанром, не создавая им новых психологических травм. Ну, только даст суровый урок о жестокости жизни. Это приятная пустышка для чтения в дороге или в перерывах между "настоящими книгами". Только сейчас эти книжки никто читать не будет. Дети любят страшные тайны и ужасных монстров, но теперь у них есть scp-горка и сиреноголовый. Есть игры и фильмы. И это прекрасно. А я лишь решил вспомнить своё детство. Мне понравились эти дурацкие «Ужастики». Именно поэтому я не могу остановиться. Нет никакого колдуна. Это всего лишь мое воображение. Я прочту все «Ужастики». Потом снова прочту. Забуду их. И снова прочту. Забуду. И не стану больше читать другие книги никогда. Есть только «Ужастики». Есть только Роберт Стайн. Но почему я слышу голос в голове? Что происходит? Я ничего не помню. Кажется, хотел прочитать «Ужастики». Помню читал их в детстве. Детское чтиво с яркой обложкой. Чистая беллетристика. А кто их написал? Роберт Стайн. Хм, будто впервые слышу...