Принесли в ремонт такой инструмент с симтомами – «не работает вообще!» Какой то мастер уже пытался его починить, поэтому все провода от регулятора скорости уже были отрезаны, детали перепаяны.
В таком инструменте обычно стоит регулятор, собранный по такой схеме, могут быть небольшие отличия:
Обязательный элемент диоды или выпрямитель необходимы для тиристорного регулятора, зачастую собранного на BTA-16. Симисторному регулятору на BT134, BT136 это не нужно. Необходимо понимать, что для индуктивной нагрузки схема, несколько усложняется. В даташитах на симисторы все подробности имеются.
Проверку начал с прозвонки силового кабеля, кнопки. Они были исправны. Далее перешел к проверке регулятора. Обычно стоит тиристор BTA-16 или симистор BT136. Чтобы проверить тиристор можно воспользоваться такой схемой:
Чтобы проверить симистор можно воспользоваться такой схемой:
Аккумулятор B подключается через тумблер S2 с двумя группами контактов. Они соединены так, что тумблер меняет плюс с минусом, то есть, фактически имитирует переменный ток (частота тут не важна, меняется только подключение).
Рабочий симистор VS поведет себя следующим образом: пока не будет нажата кнопка S1, небольшая автомобильная лампа L (от поворотника, например) не загорится, как S2 не переключай. После нажатия кнопки S1 лампа должна зажечься при любом положении тумблера и продолжать гореть при отпускании кнопки. Но при переключении тумблера лампа гаснет. Если лампочка включается и при новом положении тумблера, продолжая гореть, значит, триак, он же симистор, исправен.
Если лампочка не зажигается при одном из положений тумблера, то это либо простой тиристор, либо вышла из строя одна половина симистора, превратив его в тиристор.
В моем случае симистор был исправен, менять его не пришлось. Динистор, также был не пробит, но решил попробовать его поменять, для чего выпаял DB3 из платы энергосберегающей лампы. Результат не поменялся, регулятор не работал. Кстати проверять его работу удобно подключив обычную лампу накаливания в качестве нагрузки.
Проверяя остальные элементы на плате регулятора был найден неисправный конденсатор на 100 нФ, заменил его и регулировка начала работать.
Прозванивая выход электродвигателя, от щетки через обмотку статора, к выходу на регулятор был обнаружен обрыв в одном из заводских соединений. Пришлось пропаять его, чтобы восстановить цепь.
Собрав все вместе с регулятором, проверил работу лобзика. Обороты двигателя регулировались в узком диапазоне. Путем вращения подстроечного резистора на плате регулятора добился нужного диапазона. На этом ремонт был закончен.
Спасибо за ваше внимание! Пожалуйста, поделитесь в комментариях, у кого есть хорошая схема регулятора оборотов с поддержанием мощности.