Найти тему
Капля. Центр

Кто такой Кирилл Белозерский?

Преподобный Кирилл Белозерский — основатель монастыря Успения Богородицы в Белозерской земле, прославившегося как Кирилло-Белозерский.

Согласно житию Святого Кирилла, он, в миру Козьма, родился около 1337 года в Москве. Родители умерли рано, перед смертью поручив его своему родственнику Тимофею Васильевичу Вельяминову, окольничему московского великого князя, одному из самых знатных и богатых людей в Москве.

В доме Вельяминова Козьма вырос и со временем стал управляющим его хозяйством. В 33 года он принял решение принять монашеский постриг.

Козьма стал иноком Кириллом в московском Симоновом монастыре, игуменом которого был племянник Сергия Радонежского Феодор, и прошел там выучку в разных службах, начиная с работ в пекарне и поварне и кончая руководством обителью.

В 1397 году, когда преподобному Кириллу было шестьдесят лет, он со своим другом-иноком Ферапонтом, покинув Симонов монастырь, ушел в Белозерские земли.

Н. Бутусова. На горе Мауре. Прп. Кирилл Белозерский и св. Ферапонт. Из интернета
Н. Бутусова. На горе Мауре. Прп. Кирилл Белозерский и св. Ферапонт. Из интернета

Однажды ночью, читая в своей келье Акафист Богородице, Кирилл услышал ее голос: «Кирилле, изыде отсюду и иди на Белоозеро, тамо бо уготовах ти место, в нем же можеши спастися».
При этих словах святой выглянул в окно своей кельи и увидел свет, указывающийна север, в сторону Белоозера. Вскоре после этой удивительной ночи в Симонов монастырь вернулся монах Ферапонт (1337–1426, в миру — Феодор Поскочин), совершавший по указу архимандрита хозяйственную поездку на север.
Кирилл подробно расспросил его о неведомом крае, особенно интересовало его, есть ли на Белоозере места, пригодные для пустынножительства.
Ферапонт не только подтвердил, что таких мест достаточно, но и согласился сопутствовать Кириллу. Через некоторое время подвижники оставили Симонов монастырь и отправились в далекий Белозерский край.
Они прошли долгий и трудный путь, пока Кирилл с горы Мауры не увидел место, представшее ему в чудесном видении, — высокий холм на берегу Сиверского озера. Старцы на склоне холма выкопали землянку, в которой и прожили около года.

Так был образован новый монастырь, названный позднее по имени одного из подвижников — Кирилла-Белозерского.

В 1398 году Ферапонт оставил Кирилла, ушел дальше на север, где облюбовал место для собственного монастыря, названного впоследствии его именем.

-2

Обитель святого Кирилла в честь Успения Божией Матери быстро проделала обычную для того времени эволюцию: по мере прихода к отшельнику людей, желавших следовать его правилам, убежище безмолвника обращалось сначала в скит, а потом в монашеское общежитие.

В год смерти прп. Кирилла (1427) братия его общежития насчитывала пятьдесят три человека.

За тридцать лет трудов в своей обители преподобный сумел создать из нее один из наиболее мощных духовных, книжно-культурных и хозяйственных центров Великой Руси. С преподобным Кириллом переписывались сыновья Дмитрия Донского Василий, Юрий и Андрей.

Преподобный Кирилл Белозерский. Художник Евгений Мартышев. Фото автора
Преподобный Кирилл Белозерский. Художник Евгений Мартышев. Фото автора

Житие преподобного Кирилла Белозерского было написано в начале второй половины 15 века Пахомием Сербом – выходцем с Афона, прибывшем на Русь сначала в Новгород, а затем в Троице-Сергиеву лавру. В Москве и Новгороде он выполнял литературные заказы высокого начальства — архиепископов, великих князей. Всего им написано на Руси десять или одиннадцать житий, в том числе, Кирилла Белозерского.

Житие прп. Кирилла Белозерского — один из немногих рассказов о святых, написанных Пахомием по словам «самовидцев». Единственным письменным источником послужила ему в данном случае Духовная грамота святого Кирилла, включенная им в Житие с некоторыми пропусками и поправками.

Главными информаторами автора в Кирилло-Белозерском монастыре были ученики прп. Кирилла: тогдашний игумен монастыря Кассиан (1448—1465 и 1466—1470 гг.) и Мартиниан Белозерский.

Житие прп. Кирилла представляет собой самое большое из произведений Пахомия и, несмотря на неизбежную для этого жанра стилизацию и типизацию лиц и событий, это самое насыщенное конкретными историческими сведениями, обстоятельствами и именами.

Похоже, что ученики святого Кирилла совсем немного знали в светском периоде жизни своего учителя. Возможно, прп. Кирилл не любил в старости рассказывать о своей молодости.

Но, может быть, агиограф Пахомий остерегался, как бы конкретные подробности житейско-исторического плана не повредили чистоте жанра жития, призванного повествовать о вечном, надприродном в жизни человека, а не о превратностях его бытия.

Как бы то ни было, в Житии оказалось очень мало сведений в первой половине долгой жизни святого Кирилла.

Фото из интернета
Фото из интернета

Мы же, потомки, можем судить о жизни человека по делам его праведным.

Продолжение будет. Подписывайтесь на мой канал. И ставьте 👍 статьям, так я пойму, что пишу на интересные вам темы.

#путешествия #путешествия по россии #капля россии #белозерье #монастыри #вологодская область #кириллов