Найти тему
Нина Клевкова

Почему их обижают? Дети в школе

Само слово "де.довщ.ина" возникло в армии, когда "деды", солдаты, служившие по второму, а ранее третьему, году, устанавливали свои правила для новобранцев.

По некоторым сведениям, началось все при Хрущёве, в армию стали брать молодых людей, имевших ранее проблемы с законом. Варианты дедовщины есть, наверное, в любом коллективе, когда все или группа товарищей "дружат" против кого-то.

Школа - это тоже маленький детский коллектив, в котором ребята проводят значительную часть дня. Как ни странно, но почти в любом классе есть из.гои. Иногда они выделяются на фоне других какими-то особенностями: внешним видом (толстый- худой, высокого-низкого роста, другой национальности, внешне не похож на других), иногда это самые обычные дети, но по своему характеру не вписываются в общую картину. Бывают среди них отличники, которых порой травят как "заучек", бывают двоечники, которых обзывают "тупыми" и тому подобное, а бывают и середнячки, ничем, на первый взгляд, не выделяющиеся. Но коллектив людей, детей или взрослых, имеет свои неписанные законы, свои "понятия", и кто-то непременно становится этим самым объектом насмешек и издевательств. Иногда очень жестоких.

Фото из интернета для иллюстрации статьи
Фото из интернета для иллюстрации статьи

Если взрослые в офисе, где сидят по 8-10 часов, всё-таки следуют регламенту и выполняют свою работу, соблюдая некоторую субординацию (в большинстве своём), то у детей этого ещё нет, им только пытаются привить нормы и законы общества. Многое зависит от семьи и характера самого ребёнка. Но часто бывает так, что клеймо изгоя остаётся с ним пожизненно. Ведь и среди взрослых сотрудников всегда есть те, на ком "ездят", и есть такие, которым все сходит с рук. Конечно, не везде и не всегда, но общая тенденция прослеживается .

Как ведут себя такие вот дети, кого в школе в буквальном смысле травят? Жалуются родителям и учителям?

Фото из интернета для иллюстрации статьи
Фото из интернета для иллюстрации статьи

Почти всегда да, дети жестоки, и это факт. Взрослые не всегда могут навести порядок в отношениях между детьми, разве что в самых исключительных случаях, когда физическое насилие и унижение выходят за рамки. При этом едкие насмешки и обидные прозвища "за глаза" все равно остаются. Бывает, что такой ученик меняет школы, переходит из одной в другую, даже с ущербом в образовании и близости от дома. Иногда это помогает, но чаще всего в новой школе и в новом классе все повторяется.

Зависит ли это от самого ученика? Мы берём среднего хорошиста, не склонного к дракам и никого не задевающего. Условных Ваню и Таню. Как правило, они из хороших семей, родители ими занимаются, дома все спокойно. Но вот каждое утро они идут в школу как на фронт, не умея дать отпор нападкам на них, терпят унижения и часто замыкаются в себе.

Фото из интернета для иллюстрации статьи
Фото из интернета для иллюстрации статьи

В некоторых случаях это приводит к трагедии, примером тому Казанский с.тре.лок, и немало случаев в Москве, Подмосковье и других городах, когда ученики, завладев ор.ужи.ем, просто ра.сстрел.ива.ли своих товарищей и учителей! Это, конечно, случаи исключительные, не имеющие оправдания, но ведь что-то когда-то было упущено, раз они сделали это!

Каков может быть выход из таких ситуаций? В школах крупных городов работают психологи, их задача найти и помочь таким детям, заставить их поверить в себя и научить противостоять травле. Достаточно ли этого, сможет ли справиться психолог, сумеет ли решить проблему? Ответ однозначно дать трудно. Такая работа пока ещё не очень налажена. Тут нужна слаженная работа как психолога, так и учителей, и родителей, реабилитация в некоторых случаях, профилактика.

Потому что работать надо не только с теми, кого унижают, но и с зачинщиками, неформальными "лидерами", которые провоцируют такое поведение, вовлекая почти весь класс. Лидеры тоже есть в любом коллективе, и тоже им присущи все те черты, что и изгоям, отличаются они лишь силой характера. Некоторым очень нравится, особенно в подростковом возрасте, самоутверждаться за счёт унижения сових товарищей, имеющих более слабый характер. Но разбудить зверя, как показывает практика, можно в любом человеке, гораздо труднее вернуть его в нормальное состояние.

В 80-х вышел фильм "Чучело" с Кристиной Орбакайте, тогда ещё подростком, где была поднята как раз такая тема. Много и других фильмов про "школьные годы чудесные" выпустил наш кинематограф. "Дорогая Елена Сергеевна", "Плюмбум или опасная игра" и тому подобное.

Проблема стояла всегда. Каждый из нас, сколько бы лет ему ни было, может вспомнить про свою школу и свой класс, и далеко не всегда в приятном аспекте. Часто взрослые люди говорят: вспоминаю как страшный сон! И это вполне объяснимо. Хотя и проходят встречи выпускников, многие дружат потом всю жизнь, помогают друг другу, даже создают семьи, но у всех все по-разному.

Отдавая маленького человека в школу, мы все хотим, чтобы ему было хорошо, чтобы он не только овладел знаниями, но и научился дружить, жить и работать в команде, уважению как к самому себе, так и к остальным товарищам, взрослым, педагогам.

Было бы здорово, если бы все родители это понимали и разговаривали со своими детьми хотя бы в минуты досуга, и чтобы они смогли первыми заметить неладное, помочь, привлечь нужных людей, если это потребуется. А в некоторых случаях просто объяснить ребенку, что такое хорошо, а что такое плохо.

Всем удачи и здоровья, друзья!