Питер Брейгель Старший в основном занимался гравюрой, и только последние 10 лет жизни писал картины, из которых до наших дней дошли около 50.Да и то авторство некоторых спорно, так как его картины были настолько популярны, что копировали их во множестве. Включая его сына, которого звали тоже Питер. Чтобы не путать отцу прибавили приставку Старший, а сыну Младший.
Кроме сына в духе Брейгеля и откровенно копируя последнего, создавались картины менее известными художниками.
Все это говорит о необычайной популярности художника в свое время, да и в наше тоже. В отличие от художников Возрождения, прославлявших человека как венца природы и являвшегося несомненно ее царем, Брейгель Старший видел и изображал людей такими, какими мы есть на самом деле.
На картине, а она довольно большая, длина более 1.5 метра, изображена вереница мужчин, идущих вдоль оврага. Это слепые, назвать нищими их нельзя, одеты они в хорошую одежду. На плащах, рубахах нет ни одной заплатки, обувь невыношенная и тоже чистая. К поясу некоторых, а скорее всего всех (просто нам не видно), привязаны кожаные кошельки и какие-то личные вещи.
Если в левой части картины это действительно вереница, то в правой произошла сумятица. Поводырь, такой же незрячий и как его паства, упал в овраг. Он лежит беспомощный на спине, музыкальный инструмент рядом . Идущий следом за ним товарищ , потеряв опору , падает. Точка равновесия им пройдена, и он сейчас упадет на поводыря.
Четверо других еще не ведают об опасности, но мы уже понимаем, что и их ждет та же участь.
Композиция картины построена по диагонали – из верхнего левого угла в нижний правый. За счет этого создается иллюзия движения и понимание его концовки.
Лица калек, особенно в правой части, безобразны. Думаю, что художник намеренно усиливал это впечатление от лица к лицу. Если замыкающий просто незряч, выражение лица его спокойно и смиренно, то последующие все более страшные. Их лица это отражение их чувств- отчаяние, непонимание происходящего, страх.
Некоторое исследователи творчества Брейгеля Старшего предполагают, что на картине может быть изображен не шесть человек, а один. Дана раскадровка его движения , как в кино. Я такое видела в барельефе Плакальщики в ГМИИ. Там фигур 16 и они даны также пошагово. Это метод чисто кинематографический.
Притча о слепых присутствует в евангельских текстах. «Может ли слепой водить слепого? Не оба ли упадут в яму?», вопрошал Иисус Христос, имея в виду слепоту духовную.
Как напоминание об этом в глубине Брейгель изображает церковь. На открытой лужайке перед ней сейчас уже полустерты изображения коровы и пастушка. Сын художника Питер Брейгель Младший сделал повторение картины, там этот пастушок и коровка хорошо видны. Но на мой взгляд , это отвлекает. На оригинале даже полустёртость стаффажных фигурок привносит особый шарм, так же как и деликатные проглядывание основы холста на плаще у центральной фигуры слепца.