«Насилие питается покорностью, как огонь соломой.»
(В. Короленко)
Владимир Короленко, знаменитый писатель рубежа 19-20 веков, прекрасно описал суть проблемы: если не подавлять зло и не реагировать на него, оно распалится пуще прежнего.
Центральная фигура этой статьи – не историческая личность, как обычно, а идея, которая противопоставляет пассивному непротивлению силу, терпению – действие.
Рассмотрим три перспективы на один и тот же вопрос и убедимся, что мудрость не только не стареет, но что она не принадлежит никому: ни народу, ни стране, ни конкретному человеку, ни определённому ремеслу, ни даже времени.
Время чтения - меньше пяти минут
1. Взгляд из Франции
«Справедливость, не поддержанная силой, немощна; сила, не поддержанная справедливостью, тиранична.»
(Блез Паскаль, 1623 – 1662 гг., «Мысли»)
Об этом великом французском философе речь шла в этой статье. Так как Франция ассоциируется у нас не только с круассанами и Эйфелевой башней, но ещё и с Великой французской революцией, рассмотрим данное высказывание под линзой политики...
Если закон не будет подкреплён силой принуждения, которая за ним стоит, то такой закон не обретён полноты исполнения. Везде, где есть право, должна быть также правоохрана, для которой нужна сила: в противном случае в законе нет смысла.
Итогом неохраняемого законодательства может стать лишь „failed state“, или так называемое «несостоявшееся государство».
А военные диктатуры порою представляют собой силу без справедливости: нелегитимное действие по отношению к народу не может быть также и справедливым.
Итог военных диктатур может быть разным, но такая власть почти всегда произрастает из почвы социальных бедствий.
2. Взгляд из Японии
«Справедливость без силы пуста, сила без справедливости — насилие. Быть сильным, чтобы защищать себя и других — вот твоя цель.»
(Миямото Мусаси, 1584 – 1645 гг.)
Легендарный мечник и воин Японии, о котором речь шла в этом посте, был человеком дела: жизнь он провёл не за письмом и чайными церемониями, а в битвах и поединках. Поэтому рассмотрим проблему с более приземлённой точки зрения.
С большой силой приходит большая ответственность. С великой нравственностью приходит великая справедливость. Ронин не просто указывает на положение дел, но ещё и призывает взять силу в свои руки, чтобы приблизить её к наиболее правильному применению.
Мусаси подталкивает человека к принятию на себя ответственности за сдерживания зла путём следования справедливости и пользования силой. Эта огромная персональная нравственная ответственность способна сделать своего носителя сильнее и общество - безопасней.
3. Взгляд из древнего Китая
«Что вы скажете о воздаянии добром за обиду?»
На это Конфуций сказал: «А чем же тогда платить за добро? Следует воздавать справедливостью за обиду и добром за добро.»
Китайский мудрец затронул моральный аспект. Ведь добро не должно оставаться полностью незамеченным. Если не поощрять благие поступки, будет сложно воспитать благие намерения.
И если добро – разменная монета как для злых поступков, так и для добрых, то сразу размываются границы добра и зла, что может привести к нравственному упадку.
Конфуций своим высказыванием возвращает этическую отчётливость того, что за зло нужно порицать, а за добро – хвалить. Его вопрос: «А чем же тогда платить за добро?», я бы поставил в центр внимания, ведь в нём кроется вся суть и неоднозначность проблемы: без внимания нельзя оставлять как зло, так и добро.
Заключение
Как мы видим, одна и та же идея, выраженная по-разному в разное время может быть совершенно иной идеей. Свежий взгляд из разных стран и времён на одну и ту же проблему может дать более полное понимание сути вопроса, а так же тот факт, что на эту тему высказывались люди со всего мира и в разные эпохи, говорит лишь о том, что у людей по всему свету есть больше сходств, чем они думают.
Подписывайтесь на канал, ставьте пальцы вверх и оставляйте комментарии: мне будет интересно узнать ваше мнение. Также это поможет продвижению канала и повышению качества контента. Спасибо!
#полезные советы #мудрость #общество #конфликты #философия