Найти в Дзене
Миллиард Татар

Энвер Аметов: «Крымских татар не депортировали, а выселили»

Это история Энвера Аметова – участника крымскотатарского национального движения. Его родную деревню фашисты сожгли вместе с жителями. Но когда советская власть вернулась, лучше не стало – в 1944 году татар выслали из Крыма. На сборы им дали 15 минут. Энвер Аметов, который попал под депортацию в возрасте 3 с половиной лет, не сдавался – его выселяли снова и снова, его дома сравнивали с землей, а семью оставляли в голом поле. Он сидел в тюрьме и ходил на допросы в КГБ. Аметов раз за разом возвращался в Крым и только в 1998 году смог официально прописаться. Корреспондент «Миллиард.татар» пообщался с легендой крымскотатарского национального движения. Публикуем первую часть беседы.

«Мы не депортированные лица, мы высланный народ»

- Энвер-ага, давайте начнем беседе с темы депортации…

- Официально это называется «выселение». В Крыму термин «депортация» не подходит, потому что он снижает наш статус. Оказывается, термин «депортация» – англо-французский. Они выселяли, депортировали граждан Японии и других стран, но не коренной народ. Если они высылали коренной народ, то они применяли термин «выселение». Диаспору не выселяют, а депортируют отдельных граждан или группу. После 1991 года к нам применяют термин «депортированный», как будто мы не коренной народ здесь, а часть, представители какого-то народа.

В юридических документах [это должно учитываться]. Например, я родился в Крымской АССР в 1940 году. А в паспорте у меня указано, что в Крымской области. Я им говорю: «Слушайте, что вы пишете? Омолаживаете меня на 4 года». Крымская область образовалась только в 1945-м году, после выселения нашего народа.

Все говорят «репрессированный». Да, «репрессированный», но как репрессированный? Репрессировать могут и, не выселяя, с места проживания. А тут с выселением, ведь тоже разница есть. Скажем, человеку не дают право на пенсию.

Ладно, сейчас познакомимся поближе. Это была моя вступительная речь, но это тоже важно.

- Важная ремарка.

- Очень важная. Я не хочу сказать «продажники», руководители меджлиса в свое время приняли проект о депортированных лицах, подали проект в Верхнюю Раду Украины. Мы не депортированные лица, мы высланный народ. Это разные вещи, но до сих пор они так твердят. Сейчас при России ничего не поменялось в этом отношении. У вас, наверное, есть свои вопросы, а то мы, пожилые люди, не можем остановиться.

- Нет, вы носитель бесценного знания. Нам очень интересно. Вы очень много прожили и пережили. Как эти события остались у вас в памяти?

- Самого выселения в памяти нет, так как тогда мне было всего 3,5 года. А уже прибытие в места выселения помню. Это был май-июнь 1944-го года.

- Выселили всю вашу семью? У вас большая семья была?

- Нас было пять человек: мать, отец и трое детей. С нами жил дедушка (отец моего отца), его сестра и внук, восемь человек получается.

-2

- Вы тогда в Симферополе жили?

- Нет, мы жили в деревне Урусала, в Бахчисарайском районе. Ее сожгли оккупанты в 1943-м году, в конце ноября или в начале декабря.

- За что?

- За участие в партизанском движении, за помощь партизанам. Сожгли деревню вместе с людьми – до 80-100 человек.

- Живьем сожгли в домах?

- В деревне были дети, пожилые люди, женщины – все, кто не смог убежать в лес. Люди даже надеялись, что не тронут. Когда с гор, из леса спустились партизаны, оказалось, что от сельчан одно масло осталось. Их перезахоронили в другом месте. До этого фашисты хотели расстрелять жителей. Пришла команда фашистов, партизаны их поймали ночью и расстреляли. Но один из них убежал и спрятался в бардак – мы так называем... Подробнее читайте здесь: https://milliard.tatar/news/enver-ametov-krymskix-tatar-ne-deportirovali-a-vyselili-912