Гёта-канал одна из любопытнейших достопримечательностей Швеции. В этот раз расскажу об истории канала, некоторые факты о его конструкции и первые впечатления от прохода шлюзов.
Итак, Гёта-канал. Что это такое?
Гёта-канал представляет собой систему искусственных каналов, озер и рек, соединяющих западное и восточное побережья Швеции, с Атлантики в Балтийское море. Мне не хочется называет этот путь каналом, так как проме каналов на пути два огромных озера, река, проливы. Общая протяженность этого водного пути 614 километров, а искусственных каналов как таковых 190 км. На этом водном пути 58 шлюзов и 50 мостов.
История канала
Строительство канала началось более 400 лет назад. Шведы еще в XVI веке мечтали о канале, по которому могли бы проводить свои суда в Балтийское море минуя Эресуннский пролив между Швецией и Данией. Датчане, контролировавшие этот пролив, драли непомерные таможенные пошлины со шведов да и вообще со всех, ходивших этим проливом. Пошлины платили все - купцы, судовладельцы, возившие древесину, зерно, дёготь. Дань взимали даже за проход порожних кораблей мимо Хельсингёра (город на восточном побережье Дании). Пошлины были личным доходом датского монарха, который использовал собственные финансы на войны с той же Швецией. Кроме пополнения королевских карманов были установлены отдельные платы "на содержание маяков" и на оплату работы хельсингёрских портовых писарей.
Естественно, такое положение дел шведов не очень устраивало. Идейным отцом канала считается член королевского совета епископ Линчёпинга Ханс Браск, который в 1526 году выдвинул идею постройки искусственного водного пути из реки Гёта-Эльв (вы помните, я показывала дельту реки и писала о Гётеборге) до озера Венер.
Два участка этого водного пути были построены уже в XVI-XVII веках. По приказу шведского короля Иоана III был построен первый шлюз в местечке Лилла Эдет, что около 60 км от Гётеборга на север. Шлюз был открыт в 1607 году и по нему суда могли попадать с Атлантики с залива Каттенгат в Трольхаттан до озера Венер.
В 1596-1610 годах с востока между озерами Хьялмар и Мяларен был построен канал длиной 32 км. И вот в этом канале было уже 14 шлюзов, которые поднимали суда из Мяларена в Хьялмар аж на 22 метра. Но, конечно же, эти каналы и шлюзы не решали главной проблемы - единого водного пути с Атлантики в Балтийское море в обход алчных датчан.
Основной канал был построен гораздо позднее, почти 200 лет спустя. Разрешение на строительство канала было получено в 1808 году. Предстояло выкопать 87 километров канала и построить 58 шлюзов, которые поднимали бы корабли на 92 ментра над уровнем моря. Стрроительство заняло более 20 лет, и водная магистраль была открыта для судоходства только в 1832 году.
Шлюзы Трольхаттан канала
Именно старые, западные шлюзы канала Трольхаттан впечатляют больше всего. Они глубокие, как минимум метров 5-10. Когда попадаешь в этот каменый мешок, за тобой закрываются огромные ворота шлюза и постепенно начинает поступать вода, чуствуешь себя бессильным под напором воды. Катер качает и понимаешь, что стоит ослабить канаты, и нас расшибет о гранитные стены.
Когда-то в Панаме мы наблюдали за тем, как проводят корабли через Панамский канал. Там огромные суда, профессионалы и техника, котрые контролируют каждое движение огромных морских гигантов. А тут были только мы, только наши канаты и наше умение сдерживать напор воды. На фотографии видны отверстия в стене. В них крюки, за которые крепятся каныты, удерживающие лодку на месте. По мере подъема уровня воды, канаты нужно равномерно подтягивать и перемещать на более высокий уровень. Предстваляете, напор воды и 9-тонный катер, который надо удерживать канатами в бурлящей воде.
Наверху, на высоте трёхэтажного дома только какие-то китайцы или япошки в масках, активно фотографирующие нашего Лёлика. В первых шлюзах было страшновато. Потом, конечно, научились. Шлюзов-то почти 60. Но, конечно, наш первый шлюз забыть сложно, и последний тоже.
Здесь можно посмотреть, как мы проходим один из шлюзов, самый маленький.
Но буду все рассказывать по порядку. Впечатления о шлюзах и каналах следуют.