Найти тему

Гёта-канал - уникальный водный маршрут в Швеции

Оглавление

Гёта-канал одна из любопытнейших достопримечательностей Швеции. В этот раз расскажу об истории канала, некоторые факты о его конструкции и первые впечатления от прохода шлюзов.

Распахнутые ворота первого западного шлюза
Распахнутые ворота первого западного шлюза

Итак, Гёта-канал. Что это такое?

Гёта-канал представляет собой систему искусственных каналов, озер и рек, соединяющих западное и восточное побережья Швеции, с Атлантики в Балтийское море. Мне не хочется называет этот путь каналом, так как проме каналов на пути два огромных озера, река, проливы. Общая протяженность этого водного пути 614 километров, а искусственных каналов как таковых 190 км. На этом водном пути 58 шлюзов и 50 мостов.

-2

История канала

Строительство канала началось более 400 лет назад. Шведы еще в XVI веке мечтали о канале, по которому могли бы проводить свои суда в Балтийское море минуя Эресуннский пролив между Швецией и Данией. Датчане, контролировавшие этот пролив, драли непомерные таможенные пошлины со шведов да и вообще со всех, ходивших этим проливом. Пошлины платили все - купцы, судовладельцы, возившие древесину, зерно, дёготь. Дань взимали даже за проход порожних кораблей мимо Хельсингёра (город на восточном побережье Дании). Пошлины были личным доходом датского монарха, который использовал собственные финансы на войны с той же Швецией. Кроме пополнения королевских карманов были установлены отдельные платы "на содержание маяков" и на оплату работы хельсингёрских портовых писарей.

Естественно, такое положение дел шведов не очень устраивало. Идейным отцом канала считается член королевского совета епископ Линчёпинга Ханс Браск, который в 1526 году выдвинул идею постройки искусственного водного пути из реки Гёта-Эльв (вы помните, я показывала дельту реки и писала о Гётеборге) до озера Венер.

Два участка этого водного пути были построены уже в XVI-XVII веках. По приказу шведского короля Иоана III был построен первый шлюз в местечке Лилла Эдет, что около 60 км от Гётеборга на север. Шлюз был открыт в 1607 году и по нему суда могли попадать с Атлантики с залива Каттенгат в Трольхаттан до озера Венер.

Шлюз Трольхеттан канала
Шлюз Трольхеттан канала

В 1596-1610 годах с востока между озерами Хьялмар и Мяларен был построен канал длиной 32 км. И вот в этом канале было уже 14 шлюзов, которые поднимали суда из Мяларена в Хьялмар аж на 22 метра. Но, конечно же, эти каналы и шлюзы не решали главной проблемы - единого водного пути с Атлантики в Балтийское море в обход алчных датчан.

Основной канал был построен гораздо позднее, почти 200 лет спустя. Разрешение на строительство канала было получено в 1808 году. Предстояло выкопать 87 километров канала и построить 58 шлюзов, которые поднимали бы корабли на 92 ментра над уровнем моря. Стрроительство заняло более 20 лет, и водная магистраль была открыта для судоходства только в 1832 году.

Лёлик еще не понял, что такое шлюз
Лёлик еще не понял, что такое шлюз

Шлюзы Трольхаттан канала

Именно старые, западные шлюзы канала Трольхаттан впечатляют больше всего. Они глубокие, как минимум метров 5-10. Когда попадаешь в этот каменый мешок, за тобой закрываются огромные ворота шлюза и постепенно начинает поступать вода, чуствуешь себя бессильным под напором воды. Катер качает и понимаешь, что стоит ослабить канаты, и нас расшибет о гранитные стены.

Первый восточный шлюз. Высота трёхэтажного дома
Первый восточный шлюз. Высота трёхэтажного дома

Когда-то в Панаме мы наблюдали за тем, как проводят корабли через Панамский канал. Там огромные суда, профессионалы и техника, котрые контролируют каждое движение огромных морских гигантов. А тут были только мы, только наши канаты и наше умение сдерживать напор воды. На фотографии видны отверстия в стене. В них крюки, за которые крепятся каныты, удерживающие лодку на месте. По мере подъема уровня воды, канаты нужно равномерно подтягивать и перемещать на более высокий уровень. Предстваляете, напор воды и 9-тонный катер, который надо удерживать канатами в бурлящей воде.

Наверху, на высоте трёхэтажного дома только какие-то китайцы или япошки в масках, активно фотографирующие нашего Лёлика. В первых шлюзах было страшновато. Потом, конечно, научились. Шлюзов-то почти 60. Но, конечно, наш первый шлюз забыть сложно, и последний тоже.

Здесь можно посмотреть, как мы проходим один из шлюзов, самый маленький.

Но буду все рассказывать по порядку. Впечатления о шлюзах и каналах следуют.