Его модель с кубатурой двигателя полтора сантиметра разогналась до 260,790 километров в час.
На момент соревнований это был лучший результат в мире. Игорь Аникин работает педагогом дополнительного образования Станции юных техников г. Шахты, ведет секцию автомоделирования. Шахтинская команда учеников секции неоднократно становилась победителем областных и всероссийских соревнований. И.М. Аникин рассказал корреспонденту, почему он связал свою жизнь с автомоделированием и как ему удалось достигнуть таких высоких результатов.
— Игорь Михайлович, с чего началось Ваше увлечение автомобильными моделями?
— Я с 9 лет в ДОСААФ занимался мотокроссом, катался на мопеде. Когда мне было 12, решил в свободное время еще и на автомодельный спорт походить вместе с другом. Меня всегда манила техника, нравился звук мотора. Хотелось узнать, как устроен двигатель внутреннего сгорания, и попробовать его собрать самому, чтобы он заработал. В автомодельном спорте машинки маленькие, а скорость они развивают, как настоящие, и притом их надо сделать своими руками.
У меня впоследствии появилась мечта — разогнать машинку до 300 км в час. Тогда с такой скоростью не ездили. Я добился своего и стал лучшим в области. Потом перешел на другой класс моделей – самых маленьких с кубатурой двигателя полтора сантиметра. Начал полностью делать самодельные моторы. Такими моделями я занимаюсь до сих пор. Постоянно их совершенствую, увеличиваю скорость и выигрываю как областные, так и международные соревнования. На чемпионате России в Ярославле модель показала скорость 260,790 км/час. Это был на тот момент лучший результат в мире.
— Модель полностью изготавливается вручную?
— Конечно. В нашей лаборатории на токарных и фрезерных станках для механической обработки делается все от начала до конца, вплоть до деталей двигателя и резиновых колесиков. В моделях используются карбоновые детали, как в Формуле-1. Корпус литой — из стеклопластика. Это очень прочный и легкий материал, из него делают катера, водные мотоциклы. Работают такие модели на спирте и касторовом масле.
Есть еще класс радиоуправляемых моделей. Там тоже проводятся соревнования. Задача — чтобы модель не только быстро ехала, но и была стопроцентно идентичной оригиналу. За отклонения снижаются оценки.
— Со временем Ваше увлечение переросло в профессию. Сколько сейчас детей занимается автомоделированием?
— У меня три группы по десять человек в каждой. Больше набирать нет смыла, так как на занятиях делаются довольно сложные математические вычисления, чертежи. Тут нужно знать принцип литья металла, термической и механической обработки и так далее. Каждому ребенку требуется много внимания. Но и результатов воспитанники добиваются высоких. Шесть раз подряд сборная области, в которую входили и мои ученики, становилась чемпионом России. Детей набираю в возрасте от девяти лет, потому что нужна уже некоторая физическая сила, а у малышей еще не хватает силенок, даже чтобы лобзиком работать.
— Сколько требуется времени для изготавления одной модели?
— Простую модель можно изготовить за две-три недели. Есть модели, которые делаются от полугода до года. Все зависит от сложности.
— Ваши выпускники дальше связывают свою жизнь с автомоделированием?
— Есть дети, которые после школы поступают в Московский государственный технический университет имени Баумана. Некоторые мои выпускники работают на оборонных заводах инженерами. Они приходят иногда, проведывают по возможности. Кто-то трудится в автосервисах.
— А девочки приходят в секцию?
— Нет. Девочек никогда не было. Наверное, автомоделирование их не привлекает.
— Расскажите о Вашей семье. Они поддерживают Ваши увлечения?
— У меня сын. Ему десять лет, и он уже год ходит заниматься ко мне в секцию автомоделирования. Ему нравится. Супруга наши увлечения поддерживает, собирает нас с сыном на соревнования.
— Сохранилось ли Ваше детское увлечение мотоциклами?
— Да. У меня есть спортивный кроссовый мотоцикл «Ямаха». Есть дорожный мотоцикл, но времени свободного очень мало. Катаюсь я на специально отведенных трассах для мотокросса у нас на Таловом, в Новошахтинске, Красном Сулине, Новочеркасске. Периодически с трассы на трассу перекатываюсь, чтобы не надоедало. Каждая трасса по-своему сложна.
— Что больше всего Вам нравится в Вашей работе?
— Люблю делать чертежи. Мне нравится заниматься с детьми. Интересно конструировать двигатели. Точность механики — это нечто особенное. Сложно объяснить словами.