Чтобы грамотно вести бюджет, не обязательно быть бухгалтером или математиком. Сегодня существует много разных сервисов, которые помогут следить за своими доходами и расходами. Главное — научиться соблюдать несколько правил и сформировать привычку. В нашей статье вы найдете советы, как можно упростить этот процесс.
Делегируйте
Вы не любите считать деньги, но, возможно, это дается проще вашим родителям, детям или супругу.
Варианта здесь два:
1) вести общий бюджет, но договориться, чтобы один из вас полностью управлял семейными расходами и доходами;
2) если в вашей семье не принято класть деньги в общую «копилку», попросите близкого вести учет ваших личных расходов и доходов.
Как семьи договариваются о своих финансах, мы выяснили в нашем прошлом материале. Его читайте здесь.
Автоматизируйте
Гуманитариев часто выматывают Excel-таблицы, поэтому вести бюджет лучше в приложении. В финансовых и банковских приложениях в большинстве случаев интуитивно понятный дизайн. Советуем пользоваться приложением вашего банка или платежной системы: все расходы будут подтягиваться автоматически.
Автоматизация поможет и в составлении бюджета. Например, в электронном кошельке ЮMoney можно запланировать расходы на неделю, год или месяц в несколько кликов. Система автоматически подтянет ваш средний расход за предыдущие периоды и оповестит вас, если вы начнете подходить к лимиту.
Визуализируйте
Используйте сервисы или приложения, которые не просто отображают цифры, а показывают информацию в виде понятных иллюстраций и графиков. Выберите визуальный формат, который вам удобнее воспринимать.
Например, в нашем сервисе можно отслеживать свои расходы с помощью круговой или столбчатой диаграммы.
На первой вы наглядно увидите процентное соотношение своих трат по различным категориям, во втором случае сможете посмотреть разбивку по конкретным датам. Так проще понять, в каких категориях и в какой период вы тратите больше всего, и скорректировать будущие траты.
Попробуйте стать менеджером
Для визуализации можно попробовать управленческие методики, популярные у менеджеров, например доску Kanban. Это доска со столбцами, по которой можно перемещать записи, контролируя свой прогресс. Такой способ прост и нагляден.
Например, вы решили тратить не более пяти тысяч рублей на одежду и 10 тысяч рублей на еду в месяц. Первый столбец назовите «План» и запишите туда эти цифры. Второй назовите «Близко к максимуму». Как только начнете приближаться к максимальной сумме затрат, перетащите записи туда. В третий столбец расходы попадут, когда достигнут максимума.
Именно по такому принципу отображается план расходов, который вы можете создать в нашем сервисе. Только вместо вас за прогрессом следит программа. Также сервис предложит вам оптимальный план расходов, исходя из ваших ежемесячных трат. Когда вы начнете приближаться к пределу, появится уведомление.
Таким же образом методику Kanban можно использовать для накоплений. Нужно только выбрать другие названия столбцов и двигать свои цели по цепочке, пока не достигнете нужной суммы на каждую покупку.
Делитесь прогрессом
Если вы активный пользователь социальных сетей, расскажите своим подписчикам, на что откладываете деньги и какие ставите цели. Во-первых, процесс станет увлекательнее, а во-вторых, у вас появится определенная «социальная ответственность» за ваши действия, ведь никому не хочется разочаровывать своих подписчиков. Как большой плюс: наверняка многие вас поддержат и поделятся собственными лайфхаками.
Главное помните: не раскрывайте вашу платежную информацию или данные, которыми кто-то сможет воспользоваться.
Если такой способ не для вас, заведите дневник или регулярно делитесь целями и прогрессом с близкими.
Начните с малого и сформируйте привычку
Сомневаетесь, что сможете следить за расходами весь месяц? Начните с недели. Сложно откладывать сразу большую сумму? Начните со 100 рублей. Постепенно вы будете к этому привыкать и во время следующей покупки задумаетесь: «А не ударит ли это по моему бюджету?».
Попробуйте разные методы, описанные выше, чтобы выбрать самый комфортный для вас. Его стоит придерживаться на регулярной основе. Маленькими, но уверенными шагами вы придете к тому, что планирование бюджета станет повседневной привычкой.
Подводим итог
- Чтобы вести бюджет было проще, попросите помощи у близких, которым доверяете.
- Используйте банковские приложения. В ЮMoney можно в пару кликов запланировать траты на неделю, год или месяц. Когда лимит будет близко, приложение вас оповестит.
- Изучайте диаграммы и графики в приложениях. Так проще понять, в каких категориях и в какие периоды вы тратите больше всего.
- Попробуйте специальные управленческие методики, например Kanban. Здесь удобно следить за своим прогрессом. В ЮMoney тоже есть такая функция, только процесс отслеживает программа.
- Делитесь своими планами по накоплениям в соцсетях. Еще можно вести финансовый дневник или рассказывать о своих достижениях близким.
- Можно начать с маленьких целей. Главное — найдите свой метод ведения бюджета и старайтесь не отступать.
© 2021 ООО НКО «ЮМани». Лицензия Банка России № 3510‑К