Что мы ждем от просмотра фильма? Хорошей актерской игры, интересный сюжет. Фильмы и книги – это великолепная возможность хоть ненадолго убежать от реальности. Или наоборот почувствовать, что ты не один. Проблемы человека цикличны, сколько бы столетий не прошло.
Именно об этом сказал Олег Басилашвили:
«Каждому важно, чтобы все переживали то же, что и ты сам».
Как это правильно сказано! Мы звоним подруге пожаловаться на жизнь. На то, что начальник не ценит, что с мужем скандалы, а ребенок двоечник. И мы подсознательно ждем поддержки в виде фразы: «не переживай, у меня было то же самое». Это не желание порадоваться чужим неудачам. Думаю это своеобразный психологический эффект при котором ты успокаиваешься, если видишь, что человек такое уже прожил и прошел. Ты не один. Эта неприятность не имеет ничего индивидуального. Так было у всех. И ты справишься.
Олег Басилашвили блистательный артист. Мастер перевоплощения. И он играл именно такие роли. Роли, в которых каждый находил кусочек себя. Не можешь принять решение? Так вот он Бузыкин, который бежит свой бесконечный марафон. Совершил что-то гаденькое? Ничего, Самохвалов тоже, но пережил ведь?!
Мне кажется, что Басилашвили – это артист, который может примерять любые образы и если уж остался в нем-то сыграет так, что шансов не поверить не останется.
Андрей Бузыкин
Самый яркий персонаж, сыгранный Басилашвили лично для меня. Мужчина, у которого хаос не только в квартире, но и в голове. Он боится что-то менять, а может быть, даже не знает с чего начать. В конце фильма «Осенний марафон» он почти решился, но жена вернулась. Завтра снова начнется марафон.
Юрий Самохвалов
Еще один яркий красавец. Как Олег Валерианович «переобувается» в своего героя! Просто невероятно! Это особенно заметно, если посмотреть оба фильма с небольшим интервалом. Сначала «Осенний марафон», а уже потом «Служебный роман». Бузыкин с вечно опущенными плечиками и потухшим взглядом. И Юрий Григорьевич, который вышагивает как павлин. И самое интересное, что Басилашвили не создает никакой искусственности и наигранности.
Сыграть жалкого человека тоже нужно суметь. Когда ты смотришь на персонажа и испытываешь неловкость со смятением одновременно. Именного такого героя сыграл Басилашвили в фильме «Небеса обетованные». Федя Елистратов. И он совсем не такой как Бузыкин. У них разная скромность и нерешительность.
А роль Воланда? Для меня это отдельная ниша в творчестве Олега Басилашвили. С каждой новой экранизацией среди зрителей разгорается спор, какой он Воланд? Может ли эта актриса сыграть Маргариту?
Дмитрий Быков на одной из своих литературных лекций сказал, что роман «Мастер и Маргарита» самый слабый труд, который вышел из под пера Булгакова. Но при этом самый читаемый. Я тоже заметила эту гонку за право не просто прочитать, а еще и понять о чем книга. А еще в нашем обществе очень стыдно признаться, что ты не понял о чем роман «Мастер и Маргарита». Проще сказать, что ты его не читал, тогда толпа облегченно выдохнет и скажет, что нужно непременно наверстывать упущенное. А если скажешь, что читал и не понял, то попадешь под осуждающие вздохи и взгляды.
Не буду вдаваться в обсуждение романа в рамках этой заметки. Однако я вижу Воланда именно таким, каким его представил Басилашвили. Тут уже дело вкуса, не более. Но сыграна роль безупречно. И это еще одно яркое перевоплощение артиста.