При Сулеймане государство достигло небывалой степени развития, в результате его внешнеполитической деятельности османы присоединили множество новых территорий.
Падишах-ювелир
Увлечение каким-либо ремеслом было общим местом в биографии османских султанов всех времен. К примеру, известно, что Мехмед III с легкостью мог изготовить стрелы, Ахмед III проводил часы за таким кропотливым занятием, как каллиграфия, а Абдул-Хамид II собственноручно мастерил резную мебель. Было хобби и у Сулеймана I — он работал с драгоценными камнями и благородными металлами, создавал из них настоящие произведения ювелирного искусства.
Впрочем, султан работал не только с ювелирными изделиями: среди подданных он также прославился как талантливый кузнец, который запросто мог присоединиться к отливу пушки.
Султан глазами иностранцев
Сохранились описания Сулеймана Великолепного, составленные внимательными иностранными послами. Интересно, что впечатления эти весьма противоречивы. Так, венецианский посол Брагадин в 1526 году охарактеризовал султана в личном письме следующим образом: «Ему тридцать два года, у него смертельно бледный цвет кожи, орлиный нос и длинная шея; с виду он не слишком сильный, однако рука у него очень сильная, что я заметил, когда целовал ее, и говорят, что он может согнуть лук, как никто больше. По своему характеру он меланхоличен, очень неравнодушен к женщинам, великодушен, горд, вспыльчив и вместе с тем иногда очень нежный». Другой же дипломат, Даниэль ди Людовизи, оставил иную характеристику.
Поэт всея империи
Султана привлекала не только кропотливая работа руками, но и умственная деятельность: падишах писал стихи, некоторые из которых сохранились до наших дней. Одно из его произведений называлось «Он тот, кто ищет друга»: «Тот, кто выбирает бедность, не нуждается в величественных дворцах. Не хочет он ни хлеба, ни милостыни, но лишь испытания болью. <…> То, что люди называют властью, это вселенская борьба и бесконечная война. Единственная радость на земле — уединение отшельника».
Многие стихотворения Сулеймана Великолепного были посвящены Хюррем — его любимой наложнице-славянке, впоследствии ставшей законной супругой падишаха. Однако султан не только писал сам, но и покровительствовал другим талантливым поэтам своего времени.