Приказ Минздрава России от 15.05.2020 № 450н (далее – Приказ № 450н) определяет порядок расчета начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (далее – НМЦК) при осуществлении закупок большинства медицинских изделий. Особенностью документа является то, что начальная цена единицы медицинского изделия определяется без учета НДС на основании информации, полученной заказчиком в том числе от организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее – УСН). Однако, при расчете итогового значения НМЦК заказчик обязан учитывать НДС вне зависимости от риска прихода на проводимую закупку участника, применяющего УСН, который может стать победителем с ценовым предложением, превышающем первоначальное значение начальной цены единицы медицинского изделия без учета НДС. В этом случае заказчик будет обязан заключить контракт с таким участником по предложенной им цене, без возможности ее снижения на сумму допущенной переплаты.
Позиции о необходимости учета суммы НДС во всех случаях расчета НМЦК в соответствии с Приказом № 450н придерживается сам Минздрав России, несмотря на указанные риски. Минздрав России в письме от 28.04.2021 № 25-3/797 отмечает, что «при установлении начальной (максимальной) цены контракта заказчику необходимо учитывать все факторы, влияющие на цену, в том числе налоговые платежи, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации».
Согласно п. 17 Приказа № 450н НДС учитывается при расчете НМЦ, если это применимо для закупаемого медицинского изделия. Многие полагают, что НДС к медицинским изделиям применяется по ставке 10%. Это действительно так, но есть определенные особенности, которые мы рассмотрим ниже.
В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ операции по реализации медицинских изделий (за исключением медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ) подлежат налогообложению НДС по ставке 10%. Однако, указанные положения применяются не ко всем медицинским изделиям, а только к тем, которые вошли в перечни, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 № 688. Примечаниями к указанным перечням установлено, что коды ОКПД 2 (коды ТН ВЭД ЕАЭС – для медицинских изделий, ввозимых на территорию Российской Федерации), указанные в перечнях, должны найти свое отражение в регистрационных удостоверениях соответствующих медицинских изделий. В противном случае основания для применения льготной 10% ставки НДС отсутствуют. Также следует обратить внимание, что в приложениях указано, что для применения пониженной ставки нужно руководствоваться не только кодами, но и наименованиями медицинских изделий, указанных в перечнях. При соблюдении указанных условий одновременно допустимо применение ставки НДС в размере 10% (см. письмо Минфина России от 30.03.2021 № 03-07-07/2291). Для остальных же случаев заказчиком используется базовая ставка – 20%. Исключение составляют лишь закупки медицинских изделий, реализация которых не облагается НДС. Перечень таких медицинских изделий указан в постановлении Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 № 1042.
Автор статьи: Александр Евсташенков, руководитель Экспертного центра Института госзакупок
Источник: ежемесячное электронное издание «Вестник Института госзакупок» (выпуск № 9 (85), сентябрь 2021 г.)
Видео по данной теме можно посмотреть на Ютуб Канале Института госзакупок: