Требования к составу, содержанию, форме и порядку направления обращения о включении сведений в РНП с 1 июля 2021 года (Закон № 44-ФЗ)
С 1 июля 2021 года Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 1078), утверждены новые правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – РНП) в том числе, требования к составу, содержанию, форме и порядку направления обращения о включении сведений в РНП (далее – Обращение).
Для начала необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с новой редакцией ч. 3 ст. 104 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее - Закон № 44-ФЗ), в РНП включается информация об участниках закупок, поставщиках (подрядчиках, исполнителях), указанных в ч. 2 ст. 104 Закона № 44-ФЗ, а именно:
- об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов;
- о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда;
- о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Теперь для направления необходимой информации и документов заказчики должны будут подготовить обращение о включении сведений в РНП. Требования к составу, содержанию и форме обращения установлены в разделе II Правил ведения РНП (далее – Правила).
Не позднее чем через три рабочих дня с даты признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта в одностороннем или судебном порядке такое обращение направляется в территориальный орган контроля по месту нахождения заказчика либо в иной уполномоченный орган в соответствии с подп. «б» - «г» п. 3 Порядка направления обращения (утв. Постановлением № 1078).
При проведении электронной процедуры обращение нужно подготовить в электронном виде, при этомчасть информации формируется автоматически. Необходимо отметить, что до 1 апреля 2022 года обращения направляют в бумажной форме, так как Постановлением № 1078 в этой части предусмотрены переходные положения.
Так, Обращение формируется по форме согласно приложению № 1 к Правилам и должно содержать 4 раздела.
В разделе 1 указывается:
а) полное наименование органа контроля, в который направляется обращение;
б) код, установленный для случая направления обращения и принимающий следующие значения:
1 - уклонение участника закупки от заключения контракта;
2 - расторжение контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
3 - расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Раздел 2 (информация о заказчике) формируется автоматически в соответствии со сведениями, включенными в реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса. При осуществлении закупки в случае передачи в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетному, автономному учреждению, государственному, муниципальному унитарному предприятию, иному юридическому лицу полномочий государственного, муниципального заказчика такая информация формируется после указания информации об органе или организации, являющихся такими заказчиками и передавших таким лицам полномочия.
Раздел 3 (информация о закупке) формируется автоматически в соответствии с извещением и содержит:
- информацию об ИКЗ;
- наименование объекта закупки;
- сведения о НМЦК или максимальное значение цены контракта;
- информацию о цене, сроке исполнения и дате расторжения контракта.
Раздел 4 (информация об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) формируется автоматически в соответствии с единым реестром участников закупок (за исключением кода территории населенного пункта в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований).
В данном разделе автоматическое формирование некоторой информации предусмотрено только с 01.10.2022.
В случае если обращение составлено верно, оно автоматически направится в контрольный орган с использованием единой информационной системы (далее – ЕИС) не позднее одного часа с момента его подписания.
Датой поступления обращения в контрольный орган считается дата его поступления в соответствии с часовой зоной, в которой расположен такой контрольный орган. Если в составе обращения не представлены необходимые документы – считается дата поступления таких документов.
Контрольный орган размещает (за исключением случаев, когда документы не поступили) не позднее 1 рабочего дня со дня, следующего за днем поступления обращения информацию в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, предусмотренном ч. 21 ст. 99 Закона № 44-ФЗ (далее – Реестр).
Не позднее 3 часов с момента размещения информации в реестре заказчику, УЗ/поставщику (исполнителю, подрядчику) с использованием ЕИС автоматически направляется уведомление о размещении такой информации в реестре – в части направления уведомления УЗ, поставщику (исполнителю, подрядчику) ,норма вступает в силу с 01.10.2022.
Если обращение направлено с нарушениями Правил (не в тот контрольный орган), контрольный орган, в который поступило обращение, не позднее 1 рабочего дня со дня, следующего за днем поступления обращения, перенаправляет с использованием ЕИС обращение в контрольный орган, в компетенцию которого входит рассмотрение обращения. При этом информацию в реестре он не размещает.
В случае если не представлены необходимые документы (решение суда/об одностороннем отказе), контрольный орган не позднее 1 рабочего дня со дня, следующего за днем поступления обращения формирует в ЕИС, уведомление о несоответствии обращения по форме согласно приложению № 2 к Правилам ведения РНП (с указанием выявленного несоответствия) и о необходимости направить недостающие документы. Не позднее 1 часа с момента его подписания направляется в ЕИС заказчику.
Заказчику не позднее 2 рабочих дней со дня, следующих за днем получения такого уведомления, необходимо направить в контрольный орган через ЕИС недостающие документы.
К обращению прилагаются следующие документы:
а) протокол о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта в случае направления обращения при проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, запроса предложений, закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
б) решение суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, если основанием для направления обращения является расторжение контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
г) решение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ на осуществление согласования закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, протоколы либо копии указанных документов. Такие документы прилагаются в случае направления обращения при проведении закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
При проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, запроса предложений, закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) предусмотрен бумажный документооборот, и обращение необходимо подготовить в бумажном виде по форме из приложения № 1 к Правилам.
В случае непредставления заказчиком необходимых информации и документов контрольным органом рассматривается вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении. До представления таких информации и документов информация, предусмотренная п. 12 Правил ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, в Реестре не размещается, обращение не рассматривается.
Обращение, направленное в орган контроля, не может быть отозвано заказчиком.
Автор статьи: Анна Мокренко, ведущий экономист Экспертного центра Института госзакупок
Источник: ежемесячное электронное издание «Вестник Института госзакупок» (выпуск № 9 (85), сентябрь 2021 г.)
Видео по данной теме можно посмотреть на Ютуб Канале Института госзакупок: