Найти тему

Обзор изменений в корпоративных закупках во втором полугодии 2021 г. (Закон № 223-ФЗ)

Анна Мокренко, ведущий экономист Экспертного центра Института госзакупок
Анна Мокренко, ведущий экономист Экспертного центра Института госзакупок

Извещение и документация

Из требований к содержанию извещения и документации о конкурентной закупке с 16.07.2021 Федеральным законом от 05.04.2021 № 86-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 4 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 86-ФЗ) исключено понятие «цена лота». Заказчикам следует обратить внимание на тот факт, что в Положениях о закупке в рамках конкурентных процедур это понятие также не должно присутствовать.

Исключена возможность формирования цены договора в документации без учета расходов на уплату налогов и других обязательных платежей (в частности, без учета НДС).

Теперь предусмотрено включение обоснования начальной (максимальной) цены договора (далее – Н(М)ЦД) либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей, в документацию о конкурентной закупке.

Так как при проведении запроса котировок в электронной форме не предусмотрена документация о закупке, логично предположить, что требование о размещении в единой информационной системе (далее – ЕИС) обоснования Н(М)ЦД при проведении такой процедуры следует установить в извещении.

Положение о закупке

Нормы Закона № 86-ФЗ устанавливают для заказчиков обязанность предусмотреть в Положении о закупке с 16.07.2021 порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора.

Для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты МСП, СМСП)

При осуществлении конкурентных закупок среди субъектов малого и среднего предпринимательства с 12.07.2021 исключена возможность подачи участниками закупки предложения о цене лота.

Теперь есть возможность подачи ценового предложения либо о цене договора, либо о цене единицы товара, работы, услуги (Федеральный закон от 01.07.2021 № 277-ФЗ «О внесении изменений в статью 3.4 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Постановлением Правительства РФ от 19.06.2021 № 937 «О внесении изменений в пункты 8 и 19 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема» с 01.10.2021 установлена возможность осуществления закупок товаров, работ, услуг, включенных в перечень для субъектов МСП, у любых лиц.

Предельный размер начальной (максимальной) цены договора, до которого заказчики вправе осуществлять закупки у субъектов МСП товаров, работ, услуг, включенных в перечень для СМСП, с 01.10.2021 увеличен до 800 млн рублей.

Постановление Правительства РФ от 07.07.2021 № 1128 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» вносит следующие изменения с 01.01.2022:

- действие Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Постановление № 1352) будет распространяться на всех заказчиков, осуществляющих закупочную деятельность в рамках Закона № 223-ФЗ;

- право не осуществлять закупки в рамках поддержки СМСП будет только у заказчиков, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства.

До 1 января заказчики, в обязанности которых не входит обязательная поддержка СМСП (на которых не распространяется действие Постановления № 1352), не вправе устанавливать данное ограничение.

Годовой объем закупок у субъектов МСП с 01.01.2022 будет установлен в размере не менее чем 25% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок.

При этом совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных заказчиками с СМСП по результатам закупок, участниками которых являются только субъекты МСП, должен будет составлять не менее чем 20% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок.

В рамках осуществления этапа планирования закупок заказчикам необходимо обеспечить включение в план не менее 20% закупок, участниками которых могут быть только субъекты МСП, при этом учитываются исключения по п. 7 Положения об особенностях участия СМСП в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (утв. Постановлением № 1352).

Протоколы

Постановлением Правительства РФ от 27.05.2021 № 814 «О мониторинге закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также об оценке эффективности деятельности органов контроля, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 814) с 01.10.2021 изменены требования к протоколам, составляемым в ходе закупки.

Теперь такие протоколы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 «Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке» (далее – Постановление № 908), должны будут содержать помимо сведений об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг, срока исполнения контракта, причины, по которым конкурентная закупка признана несостоявшейся (в случае признания конкурентной закупки таковой), а также иную информацию, предусмотренную Законом № 223-ФЗ и положением о закупке, размещенном в ЕИС.

Мониторинг и отчетность

С 1 октября 2021 года изменятся требования к содержанию, форме и порядку размещения ежемесячного отчета.

Постановлением № 814 Минпромторгу (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление оценки достижения заказчиком минимальной доли закупок) предоставлен доступ:

- к информации о совокупном годовом объеме закупок товаров (в т.ч. поставленных при выполнении работ, оказании услуг), о совокупном годовом объеме закупок товаров (в т.ч. поставленных при выполнении работ, оказании услуг) российского происхождения;

- к сведениям о заключенных договорах, которые заказчики формируют за последний месяц календарного года в ЕИС в соответствии с Постановлением № 908.

С 1 октября 2021 года сведения о годовом объеме закупок товаров, в т.ч. товаров российского происхождения будут формироваться в ЕИС на основе информации, содержащейся в отчете за последний месяц календарного года.

Необходимо также отметить, что Постановлением № 814 установлены порядок и срок осуществления мониторинга закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и требования к его содержанию.

«Оптимизационный пакет»

Федеральный закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» («Оптимизационный пакет») исключает с 01.01.2022 из Закона № 44-ФЗ некоторые способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а именно: конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс и запрос предложений. Соответствующие изменения в части применения данных способов заказчиками, вынужденными в соответствии с ч. 8.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ временно руководствоваться положениями Закона № 44-ФЗ, внесены в статьи 3 и 8 Закона № 223-ФЗ.

Автор статьи: Анна Мокренко, ведущий экономист Экспертного центра Института госзакупок

Источник: ежемесячное электронное издание «Вестник Института госзакупок» (выпуск № 9 (85), сентябрь 2021 г.)

Видео по данной теме можно посмотреть на Ютуб Канале Института госзакупок: