Найти тему
Канал ФКИ

Космические корабли поколений в фантастике (с конкретными примерами фантастических книг)

Появление кораблей, называемых в фантастике кораблями поколений, связано с проблемой огромности космических расстояний и невозможности движения со сверхсветовой скоростью (согласно теории относительности).

Прежде чем приступить к обзору конкретной фантастики, скажем пару слов, в самых общих чертах, о проблематике путешествий в космосе. Как преодолеть гигантские космические расстояния, разделяющие наше Солнце с ближайшими звёздами Млечного Пути? Самым ближайшим светилом для нас (кроме Солнца) является красный карлик Проксима Центавра. В настоящее время, его расстояние до Солнца составляет примерно 4,2 световых года (один световой год равен примерно 9,4 триллиона км.). Самый быстрый космический зонд землян, АМС «Вояджер 1» двигается со скоростью 17 км/c. Для достижения Проксимы Центавра ему потребуются десятки тысяч лет. Существующие научные гипотезы создания ядерных и термоядерных двигателей, солнечных и электрических парусов, фотонных двигателей (последнее, исходя из современного состояния науки, уже совсем на грани фантастики) предусматривают достижение скорости от 3 до 20 % от скорости света (тут уж, все зависит от разыгравшегося воображения авторов тематических научных статей). То есть, для достижения звезд, даже в самых оптимистических вариантах научно-технического прогресса в ближайшем будущем, потребуются десятки или сотни лет.

Наука и техника, за прошедшие десятилетия с начала эры космических путешествий, не достигла в этом вопросе решающего прорыва. Все, о чем написано выше, вполне себе представляли и авторы научной фантастики, работавшие в середине прошлого века и даже ранее. Тем более, что тогда костяк фантастов имел техническое образование.

Фантастические допущения преодоления огромных космических пространств человечеством, в багаже у которого освоение технологий, которые могут быть достигнуты с точки зрения современной науки, предполагали движение к звездам на больших космических кораблях. То есть, не берутся в расчёт допущения овладения технологиями путешествия в гиперпространстве, через кротовые норы (червоточины), с помощью варп-двигателя и прочие такие вещи, требующие качественного скачка науки, спрогнозировать который невозможно.

Такие корабли должны были вмещать относительно большое количество людей. Поскольку длительность человеческой жизни не позволяла экипажу достичь цели, это должны сделать их дети, внуки и т.д. Соответственно требовался такой космический аппарат, который смог бы удовлетворить все потребности команды. Это и есть корабль поколений. Естественно, такой корабль должен обладать замкнутыми системами производства питания (гидропонные фермы), воспроизводства кислорода, воды. Должны быть обустроены жилые и учебные зоны, пространства рекреации и т.п. В общем и целом, корабль поколений представляет собой полностью замкнутый мир для нескольких (или больше) поколений людей.
Изображение для заставки. Источник изображения: https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/175962/pub_5be17bee4ebfce00aadb2b70_5be1c8d45bdd7500a9b5057b/scale_2400
Изображение для заставки. Источник изображения: https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/175962/pub_5be17bee4ebfce00aadb2b70_5be1c8d45bdd7500a9b5057b/scale_2400

Понятно, что фантасты не могли обойти стороной такой благодатный источник, как путешествие в космическом пространстве на корабле поколений.

Первым, по настоящему прорывным произведением про корабль поколений, стал роман будущего (на тот момент) классика мировой научной фантастики Роберта Хайнлайна «Пасынки Вселенной» (1941).

Надо отметить, что и ранее фантасты пробовали делать допущения фантастических кораблей, на которых люди путешествуют долгие годы. Не только в заокеанской фантастике, но и в СССР. Например, в романе Вивиана Итина «Страна Гонгури» (1922), где вскользь упоминается о полете к звездам, продолжительность которого составляла несколько десятилетий, а большая часть экипажа звездопроходцев была детьми, которые должны были прийти на смену старшим членам команды, что не доживут до окончания полета.

Хайнлайн создал первую яркую и запоминающуюся фантастическую историю, связанную с кораблем поколений. Космический корабль «Авангард» имел целью своего путешествия ближайшую к Солнечной системе звезду Проксима Центавра. Срок достижения данной цели – 60 лет. Однако на борту случился мятеж, возглавляемый механиком по фамилии Хафф. В его ходе произошла гибель офицерского состава. Корабль сбивается с курса, двигатель корабля заглушен. «Авангард» дрейфует в космосе неизвестное количество времени. На его борту рождаются и умирают поколение за поколением. Потомки экипажа теряют все технические навыки. «Авангард» превращается в замкнутую Вселенную. На нем работает преобразователь материи в энергию (Конвертер), гидропонные оранжереи, отсеки, где разводят скот, и другие системы жизнеобеспечения корабля. Скатившиеся на дотехнологический уровень робинзоны космоса разделены на соперничающие кланы и группировки и не знают об истинной цели нахождения в космосе.

Даже сейчас, в наше время, идея Хайнлайна выглядит достаточно нетривиально, а если учитывать, что Мастер имел литературный дар, книга бы не затерялась среди современной фантастики (энная доля которой, просто низкопробное графоманство).

Еще один вариант регресса общества корабля поколений показан в романе Гарри Гаррисона «Пленённая Вселенная» (1969). В данном случае под корабль был оборудован целый астероид. Его цель, ближайшая к Солнцу звезда, все та же Проксима Центавра. Срок путешествия для космонавтов предполагался немалым - пятьсот лет. Все это время внутри астероида должен был функционировать экипаж. Что-то пошло не так и деградировавшие потомки первой команды уже давно двигаются в другом, от первичной цели, направлении. Как и в «Пасынках вселенной» Хайнлайна, главный герой, молодой человек с более высоким интеллектом, морально-волевыми качествами и пытливым умом, старается разобраться в окружающем мире и повернуть корабль в правильном направлении.

Примерно по такому же сценарию построен рассказ Клиффорда Саймака «Поколение, достигшее цели». Единственное, в отличии от приведенных выше романов, регресс и деградация следующих поколений команды была задумана организаторами проекта полета.

В повести Сэмюэля Дилени, культура регрессирующего общества корабля поколений изучается в будущем. Студент-антрополог с Земли исследует пустующий в его время ковчег в попытках понять людей, живших в замкнутом пространстве много поколений. Повесть называется «Баллада о Бете 2» (1965).

От классиков Золотого Века и Новой волны перейдем к более поздней фантастике о кораблях поколений.

В повести Урсулы ле Гуин «Растерянный рай» (2002) на звездном ковчеге, через пять поколений не случилось аварий, утери знаний и сползания в варварство. Просто люди привыкли жить на своем корабле. Они не понимают сути цели своих предков. Им хорошо в своем мирке звездолета. Это, примерно, как видеть на экране мороженное, как его едят, но самому никогда не пробовать, не осознавать почему люди ценят это лакомство.

В романе современного американского фантаста Кима Стенли Робинсона «Аврора» корабль поколений достиг своей цели. Но… лучше ли стало от этого потомкам первого экипажа? И лучше ли станет при возвращении домой, на Землю? Роман ставит много вопросов, присущих лучшим образцам фантастики современной, 21-го столетия. В таком ракурсе интересно прочитать «Поколение, достигшее цели» Клиффорда Саймака, а затем сразу «Аврору» Кима Стенли Робинсона, сделать своеобразный срез эпох.

Но и отечественные фантасты тоже коснулись тематики ковчегов – кораблей поколений. В романе «Дверь с той стороны» (1971) космонавты одного из звездолетов обречены на вечное скитание в космосе. При переходе из «сопространства» в наш космос, корабль и его экипаж оказались в состоянии антивещества. Любое соприкосновение с объектом нашего мира окончится аннигиляцией. Корабль вынужден вечно летать в вакууме.

Сергей Лукьяненко обыгрывает тему корабля поколений в рассказе «Донырнуть до звёзд» (2004). Завязка сюжета типично хайнлайновская - люди на ковчеге, утерявшие знания о том, кто они и откуда. Но вот далее, Лукьяненко пишет уже свою историю, с присущими этому автору особенностями и приемами (герой юного возраста, упор на эмоции читателя и др.). Хороший рассказ.

Нет никакой возможности упомянуть в формате одного обзора все, даже только значимые произведения, в которых сюжет строится вокруг космического ковчега – корабля поколений. Есть надежда, что до читателя донесена сама идея этого приема фантастической литературы (корабль поколений) и показано его воплощение на примерах конкретной фантастики.

Подписывайтесь на нашу группу в ВК https://vk.com/infantastika (ссылки на новые статьи этого и других каналов, арты, опросы, рецензии, подборки и другие интересные фантастические посты).