Иван Александрович Ильин в период Гражданской войны не сражался в рядах белогвардейцев, но, тем не менее, его часто называют «идеологом белого движения». Странно, ведь белое движение сформировалось без активного участия Ильина, хотя последний, действительно, всю жизнь был противником большевиков.
Я бы назвал его скорее идеологом крайне правой части белых эмигрантов. Ведь сам И.А. Ильин был выслан из Советской России на знаменитом «философском пароходе» (1922 год). И уже за рубежом Ильин начал рассуждать о фашизме, белом деле, религии, будущем России и так далее и тому подобное.
Знаете, я не особо религиозный человек (а статьи Ильина крайне иррациональны и пропитаны мистицизмом, на мой взгляд), да и эмигрантской философией занимался «постольку-поскольку» (изучая белое движение в целом). Возможно, я вообще не заметил бы творчества Ивана Ильина (как и многие другие, уверен, большая часть населения вообще не знает, кто это такой).
Но сейчас данного философа часто цитируют «первые лица государства», в том числе — президент В.В. Путин («Кто любит Россию, тот должен желать для нее свободы...» и так далее). Бытует мнение, что сам Ильин назвал русских белогвардейцев «первыми фашистами». Это, одновременно, так и не совсем так. Даже совсем не так.
Я уже упоминал, что творчество Ильина довольно запутанное и что оно менялось на протяжении десятилетий (в том числе, благодаря «глобальным переменам в мире»)? Так, изначально Ильин тепло относился к фашистам Италии и нацистам Германии. Но после окончания Второй мировой войны идеалом для него стали режимы Испании Франко и Португалии Салазара (неудивительно, ведь они вполне себе уцелели).
В 1928 году вышла статья И.А. Ильина «О русском фашизме», в которой автор как раз сравнивает белое движение и фашизм. Но, вопреки распространенному мнению, он эти два понятия не уравнивает, цитирую:
«Белое движение шире фашизма потому, что оно может возникать и исторически возникало по совершенно другим поводам и протекало в совершенно иных формах, чем фашизм. Оно глубже фашизма потому, что именно в фашизме совсем не проявляется или недостаточно действует глубочайший, религиозный мотив движения...» (с) И.А. Ильин. О русском фашизме.
Как видите, тут все непросто. В «мире Ильина» фашизм — это ответ на коммунистические движения. А вот «белое движение» — это что-то более древнее, чем фашизм и более разнообразное. Для Ильина «белогвардейцами» являлись не только корниловцы там, дроздовцы или каппелевцы. Он называет белыми: Второе ополчение Минина и Пожарского (1611 — 1612 гг.), Нидерландскую буржуазную революцию (и лидера Вильгельма Оранского), фашистов Бенито Муссолини.
При этом, как мы знаем, белогвардейцы — это «пятьдесят оттенков белого», самые разные движения и партии, от монархистов до эсеров. Но вот именно этот важный вопрос Ильина волновал мало. Для него белое движение являлось «творчеством», которое существовало в каждой эпохе. Эдакие возвышенно-религиозные представления о «людях-рыцарях». Тогда как фашизм — это изобретение XX века, хотя отчасти и возникшее, по мнению И.А. Ильина, благодаря российскому «белому делу». Причем для Ильина фашизм — это обязательно «борьба с красными», тогда как белое движение может быть, по факту, борьбой с чем угодно. Более того, как считал Иван Александрович, белое движение может быть «вредным» для страны.
«Как и вся политическая жизнь, белое движение есть творчество, применяющееся к реальным задачам и реальным возможностям страны и эпохи. И то, что спасительно в одном случае, может оказаться вредным в другом...» (с) И.А. Ильин. О русском фашизме.
Правда, что меня несколько «веселит» уж точно, так это слова о том, что фашизм «недостаточно религиозен» в сравнении с белыми.
«Фашизм уважает Бога, аскетов, святых, героев и веру, которая наполняет молитвой сердца простых людей из народа. В отличие от большевизма, фашизм не пытается изгнать Бога из человеческих душ...» (с) Mussolini B. La dottrina del fascismo.
Насколько я помню, Бенито Муссолини отлично договорился с Папой римским Пием XI. Более того, государство Ватикан возникло именно в период правления Бенито Муссолини, вообще-то. Большую лояльность к религии представить сложно, в тех условиях. Хотя возможно, что Ильина просто не устраивал католицизм как таковой.
Забавно, но в итоге Ильин приходит ещё к одному выводу: если есть белое движение без фашизма, то и фашизм может оказаться без белого движения и эволюционировать в какую-то идею «партийного дела ради партийных целей».
Таким образом, нельзя сказать, что Иван Ильин уравнивал белогвардейцев и фашистов, хотя испытывал известную симпатию и к тем, и к другим. Но в его «мире философии» данные понятия все-таки не являлись равноценными...
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Читайте также другие мои каналы на Дзене:
О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.
О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.