В течение эволюции человеческий организм приспособился к постоянной смене дня и ночи, выработав систему внутренних биологических часов. Этот, так называемый циркадный ритм, то есть циклические колебания интенсивности биологических процессов в соответствии со временем суток, зависит, в том числе, и от внешних факторов.
Утренний свет повышает нашу активность и работоспособность, в то время как с наступлением темноты выделяется гормон сна мелатонин - регулятор циркадного ритма, что обеспечивает хороший и здоровый сон. Такая естественная смена световых сценариев происходит регулярно, а при нарушениях этого ритма начинаются проблемы со здоровьем. При недостатке естественного освещения, а он будет всегда, неизбежно использование искусственных источников света. Даже в доме с большими окнами или множеством окон, а также с панорамным фасадным остеклением дополнительное освещение необходимо, особенно в осенние и зимние месяцы. Идеальный с этой точки зрения загородный дом – это сочетание максимально возможной «прозрачности» с грамотным размещением дополнительных источников света.
Определенным трендом в европейском малоэтажном строительстве является фахверковая архитектура с полностью застекленными фронтонами, что обеспечивает связь внутренних помещений дома с внешним миром и визуально расширяет жилое пространство. Дополнительным элементом в такой деревянно-стеклянной конструкции является мансардное остекление на фронтонах и карнизах.
Свет оказывает большое влияние не только на самочувствие, но и на общее ощущение пространства. Соответствующее освещение структурирует пространство и подчеркивает архитектуру дома, акцентируя внимание на мебели, картинах и т.д.
Как и во всех других моментах строительства, планирование освещения на этапе проектирования дает возможность его наиболее рациональной и гармоничной реализации. Не говоря уже об элементарной экономии – на трудоемкой работе по прокладке кабеля, количестве розеток, датчиков движения и прочем.
При общих правилах планирования освещения нельзя забывать об индивидуальных предпочтениях обитателей дома. Концепции освещения в разных помещениях дома будут зависеть от их использования: кабинет должен быть хорошо освещен ярким голубоватым светом, а в спальне большинство людей предпочитают более теплые, непрямые источники света. При этом нередко в спальне атмосферу покоя и отдыха создают «теплые» прикроватные лампы, а центральная люстра больше используется как некий дизайнерский элемент без связи со своим функционалом.
Иногда отдельное пространство должно соответствовать нескольким вариантам использования. Например, гостиная может использоваться для отдыха, чтения или домашнего офиса. Для здорового комфорта освещение должно быть адаптировано к этим различным ситуациям. Обычно в гостиной цветовая температура, то есть интенсивность излучения источника света или оттенок его цвета, определяется в значении менее 3300 Кельвинов, а в кабинете или кухне многие люди предпочитают более холодный свет – порядка 3500-5500 Кельвинов. Но здесь следует обратить внимание на личные ощущения: одни люди чувствуют себя комфортно при теплом свете около 3000 Кельвинов, другие предпочитают более холодный свет около 4000 Кельвинов. То, что для некоторых слишком ярко, для других - идеальная яркость. Ориентироваться стоит на значение нейтрального белого цвета в 4000-4500 Кельвинов, примерно соответствующего цвету солнца в полдень. Все, что ниже - теплее, и, соответственно, цифры выше характеризуют холодный цвет с перспективой синего оттенка.
Помимо цветовой температуры, следует также учитывать индекс цветопередачи. Это параметр способности источника света к отображению цветов освещаемых объектов. Таким образом, для обеденного стола, туалетного столика и гардеробной следует обратить внимание на лампы с особенно хорошим качеством цветопередачи.
Существуют еще нормы освещения, которые устанавливаются в зависимости от эффективности источника света, так называемого светового потока, измеряемого в люменах. Так, для жилых помещений необходимо 150 люмен на один кв. м, в подсобках и санузлах достаточно 50 люмен на кв. м, а для работы в кабинете потребуется не менее 300 люмен на кв. м.
Очевидно, что нет одного идеального светильника для каждого помещения. Существует правило, согласно которому оптимальную концепцию освещения дает сочетание трех различных источников света. Давно минули те времена, когда все «решал» центральный источник освещения - люстра, как правило.
Основной комнатный свет используется для мягкого освещения всего помещения. Для этого используются потолочные или настенные светильники. Отдельные светильники позволяют зонировать пространство, как, к примеру, лампа для чтения на диване, подвесной светильник над обеденным столом или направленные точечные светильники для освещения картин или статуэток.
При выборе технических характеристик светильника и месте его размещения нужно учитывать три момента – комфорт пользователя, функциональность прибора и эстетический фактор в плане дизайна помещения. Тем более что последние тренды в этом направлении радуют не только дизайнеров, но и – опять же – комфортны с точки зрения восприятия для пользователей. Это использование природных материалов в оформлении светильников – дерева, стекла, керамики и натуральных тканей, а также аллегорические природные мотивы: торшер со стеблями и листьями, плафоны в виде цветочных бутонов, плетенные из веток люстры.
Монтаж источников света на нужной высоте является необходимым требованием, обеспечивающим и комфорт, и функциональность. Для светильников над обеденным столом нужно «поймать золотую середину» идеальной видимости без ослепления людей. Для потолочных светильников на кухне расстояние от стены должно быть выбрано таким образом, чтобы вся рабочая поверхность была хорошо освещена. Настенные светильники должны быть экранированы или установлены на высоте, на которой они не могут ослеплять.
Удачное расположение светильников может создать интересное взаимодействие света и тени, вплоть до имитации природных реалий: прохладный непрямой свет на потолке в сочетании с теплым настенным прожектором имитирует, например, пейзажную картинку с голубым небом и солнечным светом.
Световой дизайн при правильном подборе и размещении источников света может изменить визуальное восприятие помещения. Небольшие точечные светильники на потолке делают комнату выше, а настенные светильники, напротив, «занижают» ее. Продолговатые светильники, установленные поперек, позволяют узким пространствам выглядеть шире.
Настоящее время можно назвать эпохой LED (Light Emitting Diodes)-освещения. Хотя светодиоды были созданы еще в середине прошлого века, на «световую» авансцену они вышли сравнительно недавно. Они эффективнее энергосберегающих ламп, и в 13 раз эффективнее обычной лампы накаливания. Использование светодиодов позволяет сэкономить (при одинаковом количестве света) более 90% затрат на электроэнергию, поэтому они вытесняют галогенные, люминесцентные лампы и другие искусственные источники света. Светодиоды выпускаются в разных размерах, формах и цветах и, таким образом, могут использоваться в любом месте. А несколько моделей с разными цветами могут создавать самые причудливые световые сценарии.
Однако для достижения оптимальных результатов энергосбережения в светодиодной технике важно качество, а не количество. Поэтому необходимо обратить внимание на выбор качественной продукции, которая сочетает в себе долговечность, высокое качество света и хороший дизайн. Кроме того, обеспечить максимальную энергоэффективность может только совместное использование светодиодов с датчиками движения или технологией «умного дома». Тогда свет включается только там, где он действительно необходим, а если в помещении никого нет, то свет автоматически выключается. При хорошем естественном освещении или работе специальных светильников (настольной лампы, к примеру) другие светильники в помещении выключаются или работают в щадящем режиме. Также можно запрограммировать определенные световые сценарии, чтобы автоматически включался только тот свет, который действительно необходим в соответствующей ситуации.
Двусветное пространство: образ и функциональное назначение
Двусветное пространство: немного истории
Преимущества двусветного пространства
Дом как единство жилого пространства и окружающей среды