Знакомимся с форматом
Фаст кэжуал (fast casual) зародился в США в начале 80-х годов. Почему же мы не слышали о нем раньше? Дело в том, что пока доминировал фаст фуд, фаст кэжуал был на вторых ролях. Сегодня, когда приоритеты изменились, и тренд на здоровый образ жизни давно захватил наше сознание, фаст кэжуал смог громогласно заявить о себе.
Фаст кэжуал опирается на известные нам форматы:
- фаст фуд, где в приоритете скорость приготовления блюда. Цена на такую еду небольшая. Проходимость в ресторане – высокая. Большое количество клиентов обеспечивает успех заведению;
- кэжуал дайнинг (casual dining), где главным становится постоянный клиент. Сюда лояльные посетители приходят время от времени, чтобы пообедать или поужинать в приятной атмосфере. Цены выше, чем в фаст фуде. Блюда готовятся для каждого клиента. В заведении значение имеют не только вкус и качество пищи, но и обстановка.
Взяв от обоих форматов все самое лучшее («fast» и «casual» – скорость и уют), новый тип ресторана предложил гостям вкусную и приготовленную быстро пищу в особенной атмосфере. Созданию интерьера в таком заведении уделяется большое внимание: гостю не должно хотеться скорее покинуть ресторан (а именно такую цель преследует фаст фуд, окрашивая стены в яркие цвета и обеспечивая таким образом как можно более быструю оборачиваемость столов). Окружающая атмосфера в фаст кэжуал должна способствовать тому, чтобы гостю хотелось задержаться в ресторане, а потом вернуться сюда снова и снова. Уютный свет, игра с температурой и направленностью световых приборов, музыкальное оформление, небольшой размер помещения – вот то, что помогает сделать пребывание в ресторане особенным.
В фаст кэжуал заведениях заказ, как правило, можно сформировать у стойки, здесь же забрать блюдо по мере готовности. Скорость приготовления блюд тоже имеет значение на фоне постоянно растущего ритма жизни. Достигается такая скорость благодаря определенным технологиям. Меню разнообразно и может включать в себя различные вариации на тему национальной кухни (японская, гавайская, грузинская и т.д.), только выпечку (с акцентом, например, на разнообразную и полезную начинку) или исключительно вегетарианские блюда.
В целом, фаст кэжуал выгодно отличается от фаст фуда упором на здоровое питание (для фаст кэжуал заведений принципиально использование свежих продуктов). Именно эта особенность попала в тренд (модный во всем мире ЗОЖ) и помогла завоевать формату массу поклонников. Любопытная особенность: в меню фаст кэжуал ресторанов тоже могут присутствовать бургеры, но это будут не собранные мгновенно из полуфабрикатов изделия, а приготовленные из свежеиспеченной булки с поджаренной для клиента котлетой (и другими ингредиентами) блюда.
Цены в фаст кэжуал демократичные, но выше, чем в фаст фуде. Такой тип ресторана пользуется популярностью у работников офисов, поэтому идеальной локацией для фаст кэжуал заведений становятся центральные, офисные районы и бизнес-центры. Также фаст кэжуал (особенно с отлично налаженной системой доставки) хорошо размещать в густонаселенных районах города.
Поскольку формат для российского рынка достаточно новый, возникает путаница, какие заведения (из существующих) можно отнести к фаст кэжуал. Довольно много игроков из сферы фаст фуда, сориентировавшись, что в фаст кэжуал выше средний чек, спешно повышают цены и переходят в новый формат (как в более престижный сегмент).
В России в данном сегменте сейчас представлены бургерные, фуд-маркеты, рестораны национальной кухни, маркет-плейсы, и даже фуд-холлы. Фаст кэжуал заведение можно открыть по франшизе.