Найти в Дзене
О жизни в СССР

Афганский синдром

15 февраля 1989 года генерал Борис Громов, командующий 40-й армией, последним пересек реку Пяндж, где проходила граница СССР и Афганистана. И эта дата считается окончанием войны в Афганистане. Потери СССР составили 15031 человек. Эта цифра до сих пор оспаривается, считается заниженной, так как здесь не учтены умершие от ран солдаты, проходившие лечение на территории СССР. Зато высчитали среднесуточные потери: каждый день в чужой, пусть и дружественной, стране умирало 4 советских солдата. Ранены, контужены – почти 54 тысячи человек. И почти 416 тысяч заболевших (гепатит, тиф и другие инфекции). С итогами войны тоже всё сложно. Те геополитические задачи, что ставило советское правительство, не были решены. При этом война в Афганистане стала одной из причин крушения СССР. А потому советское, а потом и российское, правительства будто пытались замолчать, вычеркнуть участие советских войск в этой «авантюре». И отношение к участникам этих событий из героического плавно перешло в категорию «я

15 февраля 1989 года генерал Борис Громов, командующий 40-й армией, последним пересек реку Пяндж, где проходила граница СССР и Афганистана. И эта дата считается окончанием войны в Афганистане.

Потери СССР составили 15031 человек. Эта цифра до сих пор оспаривается, считается заниженной, так как здесь не учтены умершие от ран солдаты, проходившие лечение на территории СССР. Зато высчитали среднесуточные потери: каждый день в чужой, пусть и дружественной, стране умирало 4 советских солдата.

Ранены, контужены – почти 54 тысячи человек. И почти 416 тысяч заболевших (гепатит, тиф и другие инфекции).

С итогами войны тоже всё сложно. Те геополитические задачи, что ставило советское правительство, не были решены. При этом война в Афганистане стала одной из причин крушения СССР. А потому советское, а потом и российское, правительства будто пытались замолчать, вычеркнуть участие советских войск в этой «авантюре». И отношение к участникам этих событий из героического плавно перешло в категорию «я тебя туда не посылал».

И это становилось последней каплей, формирующей «афганский синдром» (так он назван по аналогии с «вьетнамским», о котором заговорили американские психологи, что наблюдали проблемы у вернувшихся из Вьетнама военных).

Большинство людей, прошедших войну, в той или иной степени страдают ПТСР (посттравматическим стрессовым расстройством). Но «афганский синдром» был глубже. Одно дело воевать против врага, что пришёл в твой дом, угрожает твоей семье, воевать вместе со всей страной.

Другое - защищать чужую территорию, убивать врага, которого нужно еще уметь определить, и понимать, что ровно в тот момент, когда ты страдаешь от жажды, умираешь от инфекций, ежеминутно подвергаешься опасности, твои ровесники учатся, работают, дружат с девушками, живут обычную, мирную жизнь.