Вернемся на несколько десятилетий назад, когда закончилась Вторая Мировая война, сложился биполярный мир, и мировое устройство стало зависеть от отношений двух гигантов – СССР и США. А гиганты наращивали вооружение, раскрывали объятия более мелким да лояльным странам, вваливали огромные средства в чужие экономики, только идите к нам, милые, в нашу сферу влияния.
И вот Афганистан. Отсталая, докапиталистическая, с/х страна. Дружественно настроенный к СССР сосед. А что бы не дружить, когда СССР финансирует, строит объекты, снабжает техникой?! Чтобы обезопасить свои южные границы, создать «мягкое подбрюшье».
Но пошли в 1970-х гг. политические процессы в самом Афганистане, начался передел власти. Случился в 1978 году военный переворот (который в традициях великого соседа именовали Апрельской революцией), и к власти пришла Народно-Демократическая партия Афганистана. И объявила о вступлении страны на путь социалистич. преобразований.
Объятия стали горячее, помощь масштабнее, договоры ближе, в одном из которых обещались стороны «предпринимать меры в целях обеспечения безопасности, независимости и территориальной целостности».
А меры эти потребовались довольно быстро. Светские, прогрессивные реформы НДПА проводила так жестко, что, естественно, встречала сопротивление консервативного исламского большинства. Крепла оппозиция (которая, конечно, поддерживалась заинтересованными странами), начались антиправительственные наступления. И полетели телеграммы, звонки из Кабула в Москву: «спасите, помогите!»
Во внутриафганских перипетиях мы копаться не будем, на метаниях внутри советского Политбюро тоже не остановимся, но победила в итоге точка зрения «Афганистан потерять нельзя».
И 12 декабря 1979 года было принято решение об оказании интернациональной помощи «дружественному афганскому народу».