наложила на чествование Дурги в Калькутте. Именно здесь Атиндранат Бозе учредил в 1926 году первый действительно всенародный праздник, в котором имел право участвовать каждый, независимо от кастовой принадлежности, убеждений и вероисповедания. Это было сделано сознательно, в целях укрепления чувства единства.
Вообще говоря, праздник поклонения Дурге должен проводиться весной, в месяце Чаитра, что соответствует нашему марту-апрелю. Именно так заповедано в священных книгах. Тем не менее, изначальный обряд ныне мало известен и соблюдается лишь кое-где в Западной Бенгалии.
Гораздо более распространена Шарадийя (Осенняя) Дурга Пуджа, которую отмечают ежегодно в сентябре-октябре. Бенгальцы прекрасно понимают незаконность этого переноса, ибо называют свой праздник Акаал Бодхон — “несвоевременное пробуждение Богини”.
В одной лишь Калькутте во время праздника действуют более двух тысяч пандалов, великолепие которых вызывают гул одобрения и восторгов населения. Город ярко освещён. Желающие повеселиться стекаются сюда со всех уголков страны, поэтому каждая ночь праздника — разудалое народное гулянье, где тысячи людей с друзьями и домочадцами устремляются на “храмовые пляски”. Движение транспорта настолько затруднено, что большинство пассажиров покидает средства передвижения и отправляется к своей цели пешком. Для наблюдения за порядком развёрнута специальная оперативная группа. Прославление Дурги в Калькутте часто называют бразильским карнавалом Восточного полушария.