Жаль, что я не архитектор, потому что иначе точно знал бы, где находится мой рай. Такого количества зданий и ландшафтных комплексов, которых не тронули время и лихолетья, я не видел ни в одном другом городе. Причем все это архитектурное наследие находится в гармонии друг с другом.
С мемориального комплекса Парк Победы, который расположен на Соколовой горе, открывается красивый вид на всё это многообразие архитектуры Саратова.
Лучше места для начала знакомства с городом трудно придумать.
Удивительна и неповторима история архитектуры города Саратова. Только тот факт, что к основанию Центрального городского парка приложил руку французский математик, основоположник проективной геометрии и учения об усталости материалов (современное материаловедение) Жан-Виктор Понселе, приводит в изумление. Но факты — упрямая вещь. Поручик инженерных войск Понселе был тяжело ранен 18 ноября 1812 года, в ходе Отечественной войны, под городом Красным и попал в плен, после чего с 1812 по 1814 гг. находился в Саратове. Здесь он написал свой трактат по проективной геометрии, но кроме этого, принял непосредственное участие в создании городского парка Саратова.
Высадка дубов вдоль оврагов, которые, кстати, растут до сих пор, и планировка аллей парка - работа математика Понселе. Вековые дубы, пруды с чистой водой, на которых расположены лодочные пристани, живут лебеди и утки, создают неповторимый облик городского парка.
Быть в Саратове и не посетить Городской парк — это преступление. Но если переходить непосредственно к зданиям города, то основой архитектурного ансамбля, из которого, безусловно, нужно сделать Мекку для туристов, можно назвать площадь и проспект Кирова, а также прилегающие к ним улицы: Рахова, Чапаева, Вольская, Радищева. Откуда такая любовь была в Стране Советов к Сергею Мироновичу, что, буквально, во всех крупных города есть площади и проспекты в его честь, непонятно. Но, именно, в Саратове, на мой взгляд, на площади и проспекте Кирова сосредоточено большее количество интересных зданий. Взять хотя бы дом «Новый быт» на пр. Кирова, 48. Здание жилищно-строительного кооператива «Новый быт», который активно действовал в нашей стране в 20-30-е годы XX века, в стиле конструктивизма — одно из самых оригинальных зданий города. Воплощенная идея коллективного пространства — снабдить рабочий класс отдельным жильём, но в котором обязательно был бы длинный коридор, объединяющий все квартиры этажа.
Зданий, подобных дому «Нового быта», осталось немного в стране, жаль, что это строение находится в таком плохом состоянии.
Еще один шедевр конструктивизма, расположенный в районе улицы Рахова, называется Дома 8 Марта. Это жилой комплекс 1929-1933 гг. постройки, состоящий из пяти четырехэтажек. Здания комплекса построены по проекту архитектора Г. Г. Плотникова.
Этот коммунальный «рай» во времена Великой Отечественной Войны был нанесен на немецкие карты, как возможный объект для авиаудара . с пометкой «казармы».
Но если следовать логике автора, то нужно вернуться на проспект Кирова. И обратиться свой взор на особняк Бестужева, перестроенный в 1908-1912 годах саратовским архитектором А.М. Салько. Это здание же в конце 1860-х годов принадлежало саратовскому купцом Ивану Никифоровичу Уфимцеву, изначально оно было двухэтажным. Позже в доме проживали семья сына Михаила Ивановича и родственника Уфимцевых Петра Григорьевича Бестужева, с детства работавшего у Ивана Никифоровича.
Позже это стал доходный Дом — на втором и третьем этаже квартиры, на первом магазины. Именно в доме останавливался великий французский писатель Александр Дюма (отец) во время своего двухдневного пребывания в Саратове.
На проспекте Кирова расположена Астория — гостиница в центре Саратова. Здание построено в стиле позднего модерна, является старейшей гостиницей Саратова. Пилястры, разделяющих узкие прямоугольные окна, массивные пилоны, вытянутые во всю высоту здания, на которых застыли средневековые рыцари, открытая галерея четвертого этажа, непривычная для саратовского климата мансарда — все это заимствовано из европейской архитектуры начала XX века. В России же эти приемы использовались тогда только в Москве и Петербурге.
Одним словом, столичный шик.
На пересечении проспекта Кирова и улицы Вольской расположен дом братьев Никитиных — цирковых артистов. Их стараниями в круглом деревянном сарае на краю Митрофаньевской площади был открыт первый в России стационарный цирк. Братья делали программы, которые строились на национальных сюжетах. Саратовская публика обожала эти интересные представления, а потому семейный бизнес процветал. В 1890 году братья Никитины строят себе удобный двухэтажный дом с угловой башенкой-эркером и фигурами кариатид по бокам.
Здесь у гостеприимных братьев находили приют приезжавшие на гастроли многие цирковые знаменитости, в том числе дрессировщики Дуровы, борцы Заикин и Поддубный.
На улице Вольской расположен дом С. М. Масленникова – бывший доходный дом, ныне административное здание, архитектурная достопримечательность города. Автор проекта, оставшийся неизвестным, использовал здесь элементы стиля модерн. Этот двухэтажный кирпичный дом в стиле модерн был построен в 1912 году на средства крупного саратовского купца, потомственного почётного гражданина Сергея Михайловича Масленникова, который двумя годами ранее выкупил всю землю в квартале по Вольской улице между улицами Немецкой (проспект Кирова) и Грошевой (Дзержинского) у С. Ф. Шабельского и О. М. Герман.
В самом центре Саратова, между проспектом Кирова и Театральной площадью стоит четырёхэтажный дом Дмитрия Вакурова, тесно связанный с культурной жизнью Саратова и его историей.
На углу улицы Радищева и проспекте Кирова расположен дом Дмитрия Максимовича Вакурова, сын крепостного крестьянина, который откупившись от своего помещика в 1826 году, приписался к саратовскому купечеству, начав своё дело с галантерейной торговли. Вскоре, целеустремлённый и начитанный Дмитрий Максимович начал приобщаться к книжному делу. Для этого по проекту Алексея Марковича Салько в 1874 году и был выстроен четырёхэтажный дом, где первый этаж занимала первая в Саратове книжная лавка, она стала местом общения интеллигенции.
Верхние три этажа предназначались для «Столичной гостиницы» с 70 изыскано обставленными номерами и залом на каждом этаже для обедов и чтения.
Но, конечно венчает городской архитектурный ансамбль здание Саратовской консерватории, которое было построено в 1902 году на участке, выделенном на углу Немецкой и Никольской улиц (ныне проспект Кирова) по проекту городского архитектора Александра Ягна для размещения музыкального училища, основанного в городе в 1885 году.
Через десять лет здание, с самого начала вызывало недовольство и критику, решено было реконструировать, автором проект стал архитектор С. А. Каллистратов. Предложено было продолжить локальные традиции (здание тогда находилось между католической и лютеранской церквями) и сделать из училища средневековый готический замок с башнями и поющими химерами на фасаде (реконструкция была завершена к осени 1912 года). В перестроенном виде здание консерватории стало визитной карточкой города.
Неоготический стиль Саратовской консерватории, украшенной поющими химерами, окнами-розетками с изображениями сов и виноградных гроздьев, безусловно, является памятник истории и художественной культуры России.
А теперь подробнее о площади Кирова. На ней расположен Крытый рынок — рынок в центре Саратова, построенный в 1916 году по проекту архитектора В. А. Люкшина. Здание занимает квартал от проспекта Кирова до улицы Василия Люкшина, главный фасад обращён на улицу Чапаева. Строительство нового Крытого рынка преследовало простые цели: благоустроить город и избавить его от антисанитарии. Переместить уличную торговлю в специально предназначенные для этой цели удобные здания. Саратовские власти долго решали, что для этого лучше подходит — отдельные корпуса или единое здание, выбрали вариант единого вместительного крытого рынка по проекту архитектора Василий Люкшин. Совместно с представителем Саратовской думы Люкшин объехал Одессу, Ригу, Санкт-Петербург и Москву, где осматривал крытые рынки. Крытый рынок строился с применением передовых достижений в строительной науке того времени: каркасная система, использование стальных ферм, новые материалы.
Здание крытого рынка предполагало размещение центрального отопление, использование электрического освещения, установку мощных холодильников в подвалах здания и лифтовых подъемников с электроприводом. Благодаря разнице в высоте крыши и стеклянному куполу — фонарю получилось осветить торговый зал полным дневным светом и создать впечатление простора.
Рядом с крытым рынком расположен цирк , второй стационарный цирк в Европе (после Пензенского). Основан в 1876 году цирковыми предпринимателями и артистами братьями Никитиными.
Ну, и венчает этот архитектурный ансамбль сама площадь Кирова.
На площади Кирова расположен сквер братьев Никитиных. Вот смотришь на него, вроде бы ничего особенного, но придти сюда стоит, чтобы понять его шарм.
Без комментариев. Здесь нужно быть лично и во всем разобраться, добавлю только, что «залипаешь» тут надолго…
Безусловной загадкой для меня осталась Волжская Набережная города, а именно, её устройство. Почему Первая линия вся застроена промышленными предприятиями? Допустим, что это связано с логистикой,проще доставлять и отправлять грузы, находясь на берегу реки. А как быть во времена войн, техногенных аварий на этих предприятиях, и потом, еще в Ветхом Завете написано: не строй дом на берегу реки, а тут даже не река, а водохранилище…
На набережной расположено здание женской гимназии, построенной в псевдоготическом стиле в 1901 году по проекту архитектора Яна Адамсона.
В настоящее время здание занимает Бузулукский педагогический колледж.
Также в районе Набережной, на улице Чернышевского есть красивое промышленное здание. Это - мельница Бореля. В XIX веке здесь работало до 180 человек. При мельнице действовала школа для рабочих и детей, приёмный медицинский покой.
На пересечении улиц Московской и Чернышевского, стоит бывший особняк купца Степана Корнилова. Построен он в первой трети XIX в. по проекту губернского архитектора Г. Петрова − ученика В. Суранова, развившего традиции классицизма. Двухэтажный особняк закрепил перекресток двух центральных улиц города. Боковые крылья особняка напоминают типовые проекты той поры. Корниловский особняк
выделялся среди окружающей застройки размерами, качеством отделки и представительной колоннадой.
Особняк С.К. Корнилова – одна из лучших работ архитектора Петрова.
Раз речь зашла об улице Московской, то просто необходимо рассказать о главном градообразующем города — Саратовском университете. Россия будет прирастать Сибирь, Саратов — университетом. Вообще,в городе много высших учебных заведений, но центром, безусловно,является Саратовский классический университет, построенный реакционным премьер-министром П.А. Столыпиным, но носящий имя одного из идеологов революции Н.Г. Чернышевского. Вот уж, действительно, усмешка истории.
Очень красивый и продуманный университетский комплекс врезается в память. Намоленное место, место споров и истин, место встреч и любви на всю жизнь, место силы и покоя, центр мироздания.
В Саратове есть еще очень много других архитектурных шедевров разных эпох, но лучше их увидеть самому. Поэтому, как говорил теперь уже классик М.Задорнов: извините, всё!
Подписывайтесь на канал, ставьте лайк.
#САРАТОВ
#ПУТЕШЕСТВИЯ
#АРХИТЕКТУРА
#САРАТОВСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ
#САРАТОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПАРК