Найти тему
Валерий Боталов

МЕНДЕЛЕЕВ СЛУШАЕТ. Пьеса. Глава 1.

Оглавление

Знаменитый учёный, Дмитрий Иванович Менделеев, пишет в своей лаборатории научную диссертацию по теме водно-спиртового раствора. Вскоре для помощи в опытах университет назначает ему помощницу, Анну Куразякину, которая является дочерью его непримиримого, научного оппонента. И в это же самое время из канцелярии императора присылают литр водки, который химик Менделеев должен проверить на яды...

Действующие лица

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ МЕНДЕЛЕЕВ - Учёный-Химик

АННА КУРАЗЯКИНА - Лаборант

Действие первое

ИНТЕРЬЕР - ХИМИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ - ДЕНЬ

1. В центре комнаты установлен массивный стол, на котором возвышается старинный, стационарный телефон. Также на столе находятся: раскрытая тетрадь, гусиное перо в чернильнице, несколько химических колб, две кружки и два спиртометра (большие градусники). Около стола стоят пара стульев и два пустых ведра. На одном из стульев стопкой составлены несколько книг разной толщины. В углу комнаты находится ещё и спальный диван, на котором лежит бутыль, наполненная рассыпным чаем.

ЗВУК: Несколько раз громко звонит телефон.

Аппарат умолкает, и в это же самое время в комнате появляется злой и растрепанный Менделеев. У учёного порван один из рукавов расстёгнутого пиджака, галстук болтается на спине, а правая рука согнута в локте, обмотана бинтом, и висит на поддерживающей повязке, которая перекинута через шею химика. Несколько раз нервно пройдясь по комнате, Менделеев осторожно трогает свою повреждённую руку и кривится от боли.

МЕНДЕЛЕЕВ Ах же ты, плут органический! Ох... Ангидрид тебе в перекись! Руку, кажись, об твою плешивую харю обломил... Как же я теперь буду продолжать свои химические изыскания?!... Ох... Больно-то как... Господи... Словно кто иголку оцинкованную под кожу заколачивает. Ох... Что же делать-то, Дмитрий Иванович? Как же нам выйти из этого безвыходного положения? А ну-ка, может попробую всё-таки что-нибудь начеркать. Отбитыми пальцами.

Менделеев садится за стол и аккуратно вынимает ушибленную руку из повязки.

МЕНДЕЛЕЕВ Так-с. На чём мы тут прекратили? Ага. Страница 112. Сноска после таблицы.

Химик на секунду задумывается и чешет здоровой рукой бороду. После чего, неуклюже взяв забинтованной рукой перо из чернильницы, пытается писать ей в раскрытой тетради.

МЕНДЕЛЕЕВ (проговаривает и пишет)Для отыскания погрешности вычисления сопряжённой с употреблением разных порядков... (кривится от боли и бросает перо в чернильницу)Ох, ты. Как же больно-то... Нет, это не то. Всё-таки сломанными суставами диссертацию хорошо не напишешь. (трогает ушибленную руку)Так-с... Что же мне делать тогда, а? Не могу же я ждать, когда эти глупые кости приклеятся друг к дружке! Ну-ка, а если другой дланью попробовать.

Менделеев снова подвешивает повреждённую руку на поддерживающую повязку и берёт перо в другую ладонь. После чего опять пытается выводить этим пером слова на бумаге.

МЕНДЕЛЕЕВ (пишет и читает по слогам)У-по-тре-бле-ни-ем ра-зных по-ряд-ков... (раздражённо бросает перо в чернильницу)Нет, это тоже ерунда какая-то. Правше писать левой рукой, это всё равно что плавить металл замороженным компостом. Очень медленно и неудобно. Таким темпами, братцы, я один параграф буду полвека документировать. Проклятый Куразякин! Натворил дел своим чугунным лбом, а я теперь отдувайся! (трогает ушибленную руку)Ох... Прям сил моих нет терпеть это жгучее колотьё... Похоже, и правда придётся нанимать каллиграфического ассистента.

Менделеев поднимает здоровой рукой со стола одну из колб и, посмотрев содержимое ёмкости на свет, выливает из неё жидкость в кружку. После чего химик ставит колбу на место, а сам жадно пьёт из посудины.

МЕНДЕЛЕЕВ Вот же у меня организм. Как понервничаю, так ему пить сразу же хочется. В немыслимых количествах.

ЗВУК: Телефон звонит снова.

Менделеев ставит кружку на стол, приглаживает здоровой рукой бороду и поднимает трубку.

МЕНДЕЛЕЕВ Менделеев слушает! Да, соединяйте барышня. Я охотно побеседую с собственной женой... Здравствуй, дорогая. Ну где, где я был. На комиссии по рассмотрению медиумических явлений... Снова спорили с этим прохиндеем Иваном Куразякиным, что есть спиритизм по своей природе. И схлестнулись с ним, так сказать, в буквальном смысле по этому щекотливому прецеденту. Ну, почему, почему? Потому что сея пакостливая молекула безапелляционно заявила мне, что спиритизм, это, видите ли, новый шаг к горизонтам науки! И дала мне по лицу, когда я возразил ей, что данная лженаука, есть самое обычное суеверие. После чего эта недостойная сущность ещё и вцепилась зубами в мой пиджак и отгрызла на нём добрую половину ситцевого рукава.

Химик садится на стол и деловито закидывает ногу на ногу.

МЕНДЕЛЕЕВ Вот-вот. А я о чём говорю?! Вроде учёный, а ведёт себя на людях, как подгулявший адепт дурнопахнущего кабака. Ну, ничего. Я преподал его пустой голове сразу несколько уроков египетского бокса! Так что он эту научную дискуссию надолго запомнит! Да перестань ты бубнить, что это не моя стезя! В мире и кроме химии есть масса других интересных дисциплин. И я хочу и буду ими заниматься, невзирая ни на каких куразякиных! Кроме того, я и далее стану выводить подобных мошенников, так сказать, на чистый оксид водорода! Как бы они ни сверкали своими старыми зубами перед моим новеньким пиджаком! Ну как зачем мне это надо?! В наших научных изысканиях таким прохиндеям не должно быть места даже в виде подопытных кроликов! В общем, дорогуша, хватит этих мелких бесед! Меня изыскания ждут! Ведь ты же прекрасно знаешь, что работа для меня превыше всего! Ну а какого натрия ты тогда разглагольствуешь на неопределённые темы?! Вот и хорошо! Сиди дома у фортепьяно и не мешай мне своими глупыми вопросами. Или, по крайней мере, освободи меня от них на ближайшие четыре недели. Да, кстати, чуть не забыл. Будь добра, позвони срочно Порфирию Борисовичу и попроси его прислать мне ассистента. Ас-сис-тен-та! Оглохла ты там, что ли, совсем? От домашних концертов. Ну как зачем мне помощник? Я, кажется, об темечко своего лженаучного оппонента, руку надломил. В трёх местах. Пошевелить на ней пальцами теперь не могу. А диссертация сама не допишется, как ты понимаешь. Да нет у меня времени ходить по твоим знакомым эскулапам! Тем более - платным. Заживёт всё, как на собаке Павлова. Первый раз я, что ли, спорю подобным образом со всякими шарлатанами? В общем, я тебя очень прошу. Исполни мою просьбу немедленно. А не как обычно. Всё, я жду.

Менделеев нервно кладёт телефонную трубку на место, спускается со стола и осматривает комнату. После чего он достаёт ещё одну наполненную колбу из пачки и жадно пьёт из неё содержимое.

МЕНДЕЛЕЕВ Вот скажите мне, почему женщины не задают вопросов до венчания? А женишься на них и только успеваешь отвечать. На всякую ерунду. С чем это связано, интересно?... Здесь надо тоже кое-какие опыты произвести. Чтобы, так сказать, прояснить данную аномалию. А то поговорил пять минут с собственной женой, а такое чувство, что целый час с кем-то поскандалил.

Менделеев ставит колбу на место и пинает ногой пустое ведро.

МЕНДЕЛЕЕВ Так-с. Ну что же. Давайте, наконец, приступим к реализации наших грандиозных планов. Искать идеальную водку, это вам, знаете ли, не безропотных духов по комнате гонять. На всяких там спиритических сеансах. Водка - это задача государственной важности! Сам император ей порой даже интересуется! Во время обеда. Так что налью сейчас ведро очищенного водородного оксида и займусь своим любимым делом. Буду опыты химические производить. С водой и этилом. Кстати, а куда же я спирт-то поставил?

Менделеев ищет что-то в комнате, заглядывая за стол.

МЕНДЕЛЕЕВ Эти куразякины мне своими зубами уже всю память отьели... Учишь их, учишь, и всё равно они ничего не понимают! Ну а что поделать? Надо же как-то бороться с прохвостами. А то примажутся ведь к такому святому делу, как наука, и получают потом пачками ассигнации. От родного правительства.

Химик забирается коленями на диван и смотрит за его задней стенкой.

МЕНДЕЛЕЕВ Что же это творится, братцы химики?! Это ж надо до такого додуматься! Здесь даже спиртометры для экспериментов и то на свои кровные покупаешь, а всяким плешивым Иванам, на никому неизвестный спиритизм, полный пансион дают в департаменте! До абсурда ведь уже дошло. Нескончаемого. Третьего дня, этот облысевший надувала наплёл нашему министру, что вызовет на Рождество души всех его умерших родственников. И министр ему, видите ли, поверил! И выписал на такие дурные опыты триста полновесных рубликов бюджета. Это как понимать, я вас спрашиваю? До чего мы докатимся с такими куразякиными в науке?

Менделеев спускается с дивана и снова подходит к столу.

МЕНДЕЛЕЕВ Да куда ж я спирт-то поставил, честное слово? Совсем башка от нервов не соображает. Ах, вспомнил! Он же у меня в кладовой припрятан. Так сказать, от случайных посетителей!

Запнувшись о пустое ведро, учёный быстрым шагом выходит из комнаты. Вскоре он возвращается, держа в здоровой руке большую, наполненную прозрачной жидкостью, бутыль, на которой крупными буквами написано "Спирт". Менделеев ставит бутыль к вёдрам и вытирает рукавом вспотевшее лицо.

МЕНДЕЛЕЕВ Так-с. Этил мы принесли. Сейчас ещё водички припрём, и можно приступать к детализированным опытам. Ах ты, чёрт из мензурки. А как же я буду записывать результаты измерений? Живой рукой, что ли, пока что всё-таки орудовать? Ладно, главное начать и продолжить, а там как-нибудь справимся.

ЗВУК: Звонит телефон.

Менделеев берёт трубку.

МЕНДЕЛЕЕВ Менделеев слушает. Да, барышня, соединяйте... Здравствуйте. Нет, это не рюмошная. Это химическая лаборатория Петербургского университета. Вы что, не знаете куда телефонируете? Ну значит точнее номера записывайте. А то не ровён час накатают на вас жалобу, городовому. За ваши поиски злачных мест. Извините, я очень занят. Меня ждёт наука... Что? Слышь, ты! Умник языкастый! Ты зачем химику хамишь? Я ж тебя на атомы разберу, родной! Если мне приспичит. Я тебе в третий раз повторяю, что это не рюмошная! Ты хоть закусывай, что ли, перед сном! Как зачем? Чтобы по утрам винными глупостями не плеваться! Что? Да, я тот самый знаменитый учёный Менделеев. Нет, я не изобретал водку. И сам её не пью. Это чушь собачья. В общем, всего тебе доброго, и не соединяйся сюда больше.

Менделеев кладёт трубку на место и несколько секунд смотрит в задумчивости на свой порванный рукав.

МЕНДЕЛЕЕВ Вот же оказия. Жил себе жил, и был широко известен только в узких научных кругах. Однако стоило мне получить министерский указ, установить наилучшие параметры русской водки, как тут же пошёл слух, что я этот напиток и изобрёл. И теперь каждый, извините, забулдыга, так и норовит предложить мне хряпнуть с ним по-маленькой. Прям в экспонат прижизненный превращаюсь. Ну и дела.

Менделеев вдруг резко хватает здоровой рукой порванный рукав пиджака и нервно пытается оторвать его полностью. В это время в комнате появляется Анна Куразякина...

Продолжение следует...

-2