Первыми и основными образчиками греческой литературы являются поэмы слепого старца Гомера, рассказывающие о событиях троянской войны, произошедшей примерно 400 лет до него. За это время известное противостояние ахейцев с троянцами успело обрасти мифами и стало темой номер один воспеть которую хотел бы каждый уважающий себя поэт. Им и стал Гомер.
О жизни и судьбе Гомера толком ничего неизвестно. “примерно в 8 веке до н.э” – такова точка зрения современных историков относительно периода его жизни. До Гомера греческой литературы как таковой не существовало, был лишь огромный мифологический багаж и устные песни странствующих бардов о подвигах героев вроде былин или баллад. Но после выхода поэм личность Гомера сразу стала культовой: его знал каждый грек, а Илиаду считали чуть ли не библией. Книги Гомера долгое время считались вершиной литературного искусства, в греческих школах по ним учили географию (Гомер считается отцом географии несмотря на то, что мир для него был плоским как тарелка) и историю, к тому же они являлись образцом красоты слога.
Существует уйма биографий более поздних авторов, в которых личность Гомера возвеличивается до вещего старца-пророка или колдуна способного мановением руки приручать диких зверей, но как раз такое обилие сверхъестественных гипотез и заставляет многих усомниться в правдоподобности его существования. Многие считают, что его не было, говорят, что за Илиадой и одиссеей стоит вовсе не один человек, а целый коллектив авторов, но до сих пор нет единого мнения по этому вопросу.
Так или иначе, кто бы ни был этот загадочный творец, он оставил нам внушительное литературное наследие и свой особый канонический стиль, достичь которого долгое время считалось просто невозможным.
Гомер, человек или инопланетянин?
Гомера сложно читать, не многим легче – понимать, но подобный эффект вы заметите читая любую книгу трех-тысячелетней давности. Речь Гомера формальна и традиционна, герои изображены в сугубо черно-белых тонах, и поступки их иногда кажутся глупыми, через чур сентиментальными.
Например, нам сегодня покажется не в меру слезливой и инфантильной сцена, где мужественный и непобедимый Ахиллес падает к ногам своей матери Фетиды и в слезах и мольбах просит ее отомстить за обиду причинённую ему Агамемноном. Или, не совсем впечатляющая по современным меркам речь Телемаха, который просит уйти нежданных гостей из отцовского дома и не разорять его имущество.
Поэмы Гомера имеют сложною композицию и стиль, непонятный нам гекзаметр располагает члены предложения задом наперед, что затрудняет понимание и заставляет нас прямо-таки вгрызаться в текст. По мимо этого текст пестрит бесконечными эпитетами вроде: шлемоблещущего Гектора, быстроногого Ахиллеса, сребролукого Аполлона и почти всегда они через чур навязчивы. Запутывают читателя и странные временные условности: кажись Гомер не способен изображать одновременные и параллельные события, а потому ставит их в разные времена. Например, может показаться непонятной сцена, где троянский царь Приам, обозревая битву со стен трои, просит Елену поведать ему имена некоторых воинов со стороны греков, в том числе царя Агамемнона (напоминаем, что осада длится уже 10 лет). Он что ждал добрые десять лет чтобы спросить об этом? Определенно нет, просто для Гомера время идет только вперед и не может развиваться одновременно в настоящем и будущем, а событиям из прошлого приходится зайцем вклиниваться по ходу сюжета.
Иногда Гомер использует сюжетные повторы, что само по себе не вызывает особого интереса, так, зачем-то в 12 песни одиссеи Цирцея заранее и подробно пересказывает ближайшие события будущего, а нам остается только заново пройтись по ним.
Если речь пойдет о море, то оно почти всегда будет “винноцветным”, мед в свою очередь зеленым, а овцы - фиолетовые. Довольно странно не правда ли? Для нас, конечно, ведь цвет вина обычно красный, а море синее, мед желтый, а не зеленый, а фиолетовые овцы встречаются только в чьем-нибудь буйном воображении. Дело в том, что современники Гомера видели мир в основном в контрастах между светом и темнотой, а цвета радуги воспринимались ими как неопределенные полутона между белым и чёрным. Понять эту несуразицу можно, если воспринимать гомеровские эпитеты «фиолетовый» и «винноцветный» как описывающие не определенные оттенки, а степени темноты или света, тогда определения вроде «фиолетовая овца» или «винноцветное море» станут немного понятней.
Любопытно представление греков о внешнем мире. Пускай Гомер и отец географии, но все же познания его являются весьма скудными и не выходят за пределы эгейского моря, о землях Египта или италийского полуострова он вообще не отзывается. Но это не удивительно: в то время греки особо не занимались мореплаванием, они считали, что живут в центре мирового диска, а по краям его бродят дикари, варвары, великаны и конечно же ужасные монстры.
Еще куда более интересны греки в вопросах религии, судьбы и своего места в мире. Важное отличие греческой религии от христианской в том, что в ней нет понятия личной ответственности за свои действия, таким образом если в христианстве человек своими деяниями зарабатывает себе право попасть в царство божие и в каждых своих действиях он виноват сам, то у греков люди просто деревянные фигурки на шахматной доске, у них нет своей воли, а в основе всего стоит то или иное божество, исполняющее роль кукловода. Соответственно мысля в пределах такой логики человек вообще не несет никакой ответственности за свои поступки.
Не редко в гомеровских поэмах, да вообще в мифологии, герои порой ведут себя неадекватно, пуская стрелу во врага, нарушая тем самым установленное только что перемирие или пытаются убить собственную семью как в истории с Гераклом, но так или иначе – всему виной боги, они руководят судьбами людей при том сами, являются такими же корыстными и властолюбивыми.
Завязкой всего действия Илиады является гнев Ахилла, но парадокс закачается в том, что гнев не принадлежит Ахиллу, это вам не Радион Раскольников. Тот убил старуху процентщику и ее сестру находясь во власти своих мыслей, своих эмоций, а потому и ответственность несет за это сам в полной мере. От Ахиллеса же вообще ничего не зависит, каждое действие его отмерено волей богов, ему остается лишь покориться ей. Герои Гомера отлично понимают, что всему виной боги, и в случае чего могут винить их, а не себя. Так, в тех случаях, когда кто-то не с того не с сего сходит с ума, Греки не скажут: «Эй! Смотрите Геракл сошел с ума!», они скажут, что Гера вселила безумие в его голову. Когда кто-то теряет голову найдя любовь всей своей жизни — это вовсе не результат химии любви или «бабочек», виновник здесь пройдоха купидон способный своим стрелами навредить даже богам.