Найти в Дзене
Артём Есин

Что такое "Шеринг" и почему он спасает планету каждый день

Что вы представите, если я скажу - шеринг? Первое, что придет вам в голову - каршеринг, машины в аренду или напрокат. Может вы слышали и про другие виды шеринга, но никогда не задумывались о сущности этого понятия. Изменение глагола “to share” - делиться, рождает слово шеринг, обозначающее новую экономическую модель, переосмысливающую не просто, то что мы потребляем, а то как мы это делаем.

Родившиеся из пепла

Началось все в 2008 году. Только закончившийся мировой кризис снизил темпы экономического развития и сократил количество рабочих мест. Нуждающаяся в свежей крови экономика рождала новые коммерческие проекты. Одними из них стали - автомобили совместного потребления - Uber, жилье совместного потребления - Airbnb. Старые шеринговые проекты получили вторую волну популярности - уже к декабрю 2010 года компания по аренде авто - Zipcar располагала парком в 8 тыс. автомобилей в 28 городах Северной Америки и Великобритании. Шеринговые проекты автомобильной и жилищной сфера создали собственную нишу. В результате успеха новых компаний модель совместного потребления начала развиваться и в других отраслях. Важным элементом развития стал Китай, постоянно расширяя экономику совместного пользования: велосипеды, краткосрочная аренда, «пауэрбанки», чуть позже сетевые автомобили, жилье, онлайн заказы с доставкой товара, медицинское обслуживание и логистика. К 2016 году рынок шеринга в Китае перевалил за 2 триллиона юаней или 333 миллиардов долларов, а число занятых в этом секторе достигло 50 миллионов человек, а это 5,5% от общего числа трудоустроенных в стране. Все вышеперечисленное стало толчком для структурной оптимизации, скачкообразного роста и видоизменения старых моделей потребления.

Новые технологии - новая экономика

Постоянное развитие технологий коммуникации и мобильного интернета позволяет продвигать и популяризировать экономику совместного потребления в общемировых масштабах. Стратегия «Интернет+», новые технологии по проведению мобильных платежей с помощью привязки карт и NFC, позиционирование товаров и услуг, Big data - инструменты и способы обработки большого количества структурированной и не очень информации

и Интернет вещей, создают новую цифровую структуру в которую потребители заседают крепко и надолго. Интеграция Sharing economy в онлайн-сервисы, не только дает потребителям возможность сэкономить на стоимости приобретаемых товаров или услуг, но и сделать их потребление более простым. Нам достаточно телефона, чтобы арендовать самокат или машину. В итоге обширная цифровизация позволяет маленьким компания конкурировать с гигантами рынка, монополизирующими свой сегмент (Aliexpress, Amazon, eBay и т.д.) Мы должны понимать - шеринг в разных его проявлениях существует уже давно: библиотеки, прачечные, аренда платьев и смокингов и много других примеров. Сейчас движение получает новую жизнь - цифровизация схлопывает пространство между людьми, делая их взаимодействие проще и быстрее. Наличие большого количества интернет-платформ, которые объединяют потребителей для оказания друг другу различных услуг, создают экономику по требованию. Задумайтесь, нам не нужен диск, нам нужна музыка, которая на нем записана. Перфоратор, по статистике, будет использован всего 13-14 минут за всю вашу жизнь. Нам не нужен перфоратор, нам нужны отверстия, которые он делает. Такую же связь мы видим еще со множеством вещей. Мы должны понять - нам не нужны вещи, нас интересуют потребности, который они удовлетворяют, и опыт, который они создают. Это образует современный сдвиг от владения к пользованию. Зачем нам автомобиль, если его можно арендовать? Тогда нам не придется платить за его покупку, обслуживание и заправку. Только за аренду. Шеринг переосмысляет наше потребление, несет не только экономическую, но и культурную силу. А уменьшение потребления - лучший способ поддержать экологию.

Шеринг делает мир чище

В рамках Директивы Евросоюза об обращении с отходами принята экологическая парадигма 3R: reduce, reuse, recycle — сокращай, используй повторно, перерабатывай. Она закрепляет принцип: уменьшай образование отходов и используй повторно товары перед переработкой. Перерабатывать мы должны только товары, полностью потерявшие свои эксплуатационные качества. Мы видим эффективность парадигмы в ЕС, при росте их экономики с 2004 по 2016 гг на 21%, отходообразование выросло лишь на 0,8%. Шеринг позволяет одновременно сократить производство товаров и использовать их повторно. Если три разных человека хотят прочитать одну и ту же книгу, каждому из них не нужно ее покупать, они могут взять ее в библиотеке, или по модному в букшеринге. А благодаря trade (обмен) сервисам, мы можем делиться или обменивать свои, уже ненужные вам вещи на другие, даруя вторую жизнь обоим поменяным вещам.

Уже сегодня мы видим как шеринговые стратегии уменьшают человеческое воздействие на природу. Появившиеся в логистике сервисы пулинга предлагают перевозчикам грузов многоразовые паллеты. Если перевести все цепи поставок в России на такой сервис, мы снизим необходимое количество паллет на 80% и уменьшим отходообразование на 486 тыс. тонн - ежегодно! Объединять несколько продавцов товара для совместной его доставки? Сервисы пулинга способны и на это. Уменьшая количество требуемых для нее машин и топлива, мы соответствуем экологической парадигме. Аналогичной платформой является бельгийская Werflink, созданная B2B шеринг-компанией FLOOW2 в 2018 г, позволяет продавать и обменивать избыточные материалы, отходы и другие ресурсы в строительной отрасли. В результате снижаются расходы на материалы, а также предотвращается образование значительного объема мусора. За два года платформа привлекла 700 строительных компаний, сэкономила более 4 млн евро и предотвратила выброс парниковых газов объемом более 5 млн тонн CO2.

На потребительском уровне шерить можно всё, начиная от еды, заканчивая строительными инструментами, одеждой и многоразовыми пакетами. Так, сервисы для распределения продуктов питания с подходящими сроками годности – фудшеринг – становятся все более популярным и эффективным способом снижения образования пищевых отходов. Австралийский сервис Boomerang Bags, в свою очередь, сокращает количество пластиковых пакетов, отправленных на свалку. Его «сумки-бумеранги» работают как альтернатива одноразовому использованию. Вы можете воспользоваться такой многоразовой сумкой, а затем вернуть обратно в любой из магазинов-партнеров сервиса. Благодаря Boomerang Bags объем отходов от пластиковых пакетов сократился на 182,8 тонн. В России аналогичную инициативу развивает Вкусвилл с 2019 г. К шерингу может присоединиться любой. В России капшеринг развивает HappyCup - это сервис, который предоставляет многоразовую кружку под залог. Покупатель может взять чашку напрокат и вернуть ее обратно после использования, а может оставить себе. Во втором случае залог не возвращается. Шеринг-чашка – отличная альтернатива одноразовым стаканчикам для кофе и других напитков. Этот сервис пользуется популярностью как среди организаторов фестивалей (например, «Усадьба Jazz»), так и среди кофеен (Буше). По оценкам проекта HappyCup, внедрение капшеринга на мероприятии позволяет сократить отходы от одноразовые стаканчики на 65%.

Время прощаться

Шеринг активно развивается, предлагая нам все больший выбор проектов и площадок. С дальнейшим распространением по различным сферам он станет хорошим подспорьем в борьбе за экологическое благополучие планеты. Задумайтесь, может и вам проще пользоваться, чем иметь?