Я никогда не была любителем истории. Любое повествование на историческую тему вызывало у меня скуку и непреодолимую сонливость. Даже если какой-то интерес и возникал, он быстро угасал от бессмысленности его удовлетворения. Знать ради того чтобы знать? Имеет место, но ведь на всю информацию жизни не хватит. Лучше расширять свои познания в том, к чему действительно лежит душа.
Однако недавно мое отношение к истории переменилось. Поворотным моментом стало прочтение «Всемирной истории искусства» Стивена Фарсинга.
В процессе восприятия арт-объектов история играет важнейшую роль. Конечно, можно полагаться на чувство, аффект, эмоцию: разве не ради этого творят художники? Разумеется. Но разве житель нашего времени может правильно считать эмоцию, мысль, заложенную в произведение античности?
Понимание общей истории и условий создания того или иного произведения помогает погрузиться в нужный культурный и исторический контекст. Увидеть новшество в том, что в твое время уже стало типовым образцом, понять красоту там, где, на первый взгляд, ее нет, научиться видеть развитие художественной мысли сквозь тысячелетия.
То же самое в других сферах деятельности и познания нашего общества. Улицы и дома история населяет легендами, событиями, которые, кажется, не могли произойти в реальной жизни. Куски земли превращает в места силы и ужаса. В декларируемой свободе помогает увидеть новое пуританство.
Изучать объект, событие, мысль в историческом контексте — как читать биографию человека с его рождения и до смерти. При должном внимании не сложно увидеть закономерности и понять логику самых драматических изменений характера. Только вместо человека — человечество.
Сейчас я историю уважаю и защищаю каждый раз, когда в ее адрес высказываются с пренебрежением: мол, не наука. А как относитесь к истории вы?
Подписывайтесь, ставьте лайки.