Найти тему
Аспид Чечевица

Генетическая память: миф или реальность?

Моя малая родина Сибирь. У моих предков – иные места рождения. Бабушка родилась в Латгалии. Аккурат в том месте нынешние независимые от России Латвия, Литва и Белоруссия в одну точку сходятся. Бабушкина родина – колония Носовка близ Дрисвят, озера и деревни.

Родня в Белоруссии нашлась неожиданно – как ответ на мою публикацию в социальных сетях. И следом – приглашение в гости. Еду!!!

Встретили меня хорошо, тепло, по-родственному. Документы на посещение приграничной зоны выправили. Все рассказали и показали. И осталось мне посетить знаковое место – церковь в Дрисвятах. Слышали полонез Огинского «Прощание с Родиной» в исполнении «Песняров»?

- Там на горе высокий храм, - поется в этой песне.

Рискну предположить – именно Дрисвятскую церковь имел ввиду автор слов. Князь Михаи́л Клео́фас Оги́нский в свое время был владельцем имения Дрисвяты, и продал его, чтобы внести свой финансовый вклад в революцию. Затем, правда, революционером быть быстро расхотел и вместо Сибири выбрал верой и правдой служить российскому престолу.

Первым в этой церкви крестили Моисея Маджуля - бабушкиного двоюродного брата. Автор фото Иван Бай,  из свободного доступа, а свое потерялось.
Первым в этой церкви крестили Моисея Маджуля - бабушкиного двоюродного брата. Автор фото Иван Бай, из свободного доступа, а свое потерялось.

И вот надо же такому случиться – именно церковь посетить мы не успеваем. Дениска, внучок моей гостеприимной родственницы Зои заболел. И в садик не отведешь, и одного дома не оставишь, и присмотреть за ним некому…

Из Опсы в Дрисвяты меня отвез сосед – ему туда на службу надо было. А обратно…

- Пойдешь по дороге, - учила меня Зоя. – Дорога одна, прямая, не заблудишься. Будет ехать машина – подберет. Тут всего пятнадцать километров…

И вот я в Дрисвятах, и вот я в церкви, и вот паломничество мое завершается. И я иду. Иду по дороге. Соблюдаю туристическое правило – 45 минут ходьбы, 15 минут отдыха. Иду неспешно, слушаю птиц и лягушек. Для отдыха нахожу огромные камни, лежащие вдоль дорог. Дорога легкая, приятная, спокойная. Дышится легко, думается светло.

- Вот сейчас я поверну направо, - рассуждаю я, сидя на очередном камне. – Там будет небольшой спуск. Потом направо, потом в горку, и с горки я увижу шпиль костела в Опсе.

Отдых закончился. Я иду дальше и тихо х у е ю: дорога именно такая, как мне только что представлялось. И поворот, и под горку, и шпиль костела… Откуда я могу это знать, если я здесь впервые в жизни?

Костел в Опсе, а шпиль в кадр не попал. На этот раз фото автора.
Костел в Опсе, а шпиль в кадр не попал. На этот раз фото автора.

- Ну почему впервые? – рассуждает Зоя. – Этой дорогой твоя бабка ушла за твоим дедом в Сибирь сто лет назад после первой мировой. Этой дорогой прошел войну твой отец во вторую мировую. Их ноги помнили эту дорогу – и твои вспомнили. Слава Богу, нет войны...