Найти тему
Елена Тарасенко

80 лет назад началась блокада Ленинграда

В музее "Дорога жизни"
В музее "Дорога жизни"

80 лет назад никто не объявлял о блокаде, но люди поняли, что они в кольце врагов и положение катастрофическое. В результате бомбёжки сгорели Бадаевские склады. Это теперь известно, что запасов там не так уж много было, но тогда этот пожар означал, что надеяться не на что, что - "надо взять себя в руки и выстоять" или, вернее, "надеяться можно только на себя".

Во всяком случае паники не было, не было повальных грабежей, истерик, самоубийств. Почему? Может привычка терпеть? или невзгоды недавней финской войны? Спустя 80 лет нам трудно представить обстановку в городе. Блокадный музей, в который люди приносили документы и вещи сразу после прорыва блокады, был разрушен во времена "Ленинградского дела". Героические музейщики что-то сохранили, но большинство экспонатов было уничтожено варварски, жестко и навсегда, а главное - воспоминания, свидетельства очевидцев по свежим следам, когда память их ещё не подводила и можно было установить все факты сопоставлением разных точек зрения, на это был наложен запрет на долгие годы. Это, как говорил Наполеон, "хуже, чем преступление, это - ошибка!"

И её пытаются исправить сейчас, возрождая из небытия то, что осталось от трёх страшных лет блокады.

7 сентября 2021 в преддверии общегородского дня памяти 8 сентября, когда на некоторых домах активисты вывесили списки погибших в годы блокады жителей, в нескольких точках города будут зачитывать имена погибших и впервые в полдень город почтит их общей для всех минутой молчания, информационное агентство "Интерфакс Северо-Запад" совместно с Центральным военно-морским музеем имени Петра Великого организовало пресс-тур в филиал ЦВММ "Дорога жизни", приуроченный к 80-летию начала вражеской блокады Ленинграда 8 сентября 1941 года.

Часовня на территории музея "Дорога жизни"
Часовня на территории музея "Дорога жизни"
Корабли-памятники  и здания музея
Корабли-памятники и здания музея
Виктор Степанович Березняцкий - заведующий филиалом ЦВММ "Дорога жизни"
Виктор Степанович Березняцкий - заведующий филиалом ЦВММ "Дорога жизни"
Зам. директора ЦВММ Александр Николаевич Чернавский
Зам. директора ЦВММ Александр Николаевич Чернавский

От метро "Ладожская" автобус довез нас до входа в музей менее, чем за 1,5 часа. С погодой крупно повезло. Когда была в прошлый раз полтора года назад, был ветер и хотелось укрыться в помещении, а тут светило солнце и коварное Ладожское озеро было на удивление спокойным. гас встретило руководство - зам. дир. ЦВММ А.Н.Чернавский и руководитель филиала В.С.Березняцкий.

План музейной территории
План музейной территории
Журналистский десант
Журналистский десант
Восстановленный участник ВОВ. Миномётный катер передан музею в 2018 году
Восстановленный участник ВОВ. Миномётный катер передан музею в 2018 году
Судно Ладожской "флотилии"
Судно Ладожской "флотилии"
Палубы судов. Взгляд со смотровой площадки
Палубы судов. Взгляд со смотровой площадки
В ангаре с автомобилями
В ангаре с автомобилями
Легендарная полуторка.
Легендарная полуторка.
Самый массовый грузовой автомобиль 1920-х
Самый массовый грузовой автомобиль 1920-х
Трёхтонка
Трёхтонка

На таком автобусе перевозили детей и раненых
На таком автобусе перевозили детей и раненых
Автомобили в ангаре подлинные. Чудом сохранились. Прошли серьёзную реставрацию
Автомобили в ангаре подлинные. Чудом сохранились. Прошли серьёзную реставрацию

Виктор Степанович Березняцкий рассказал с каким трудом собиралась автомобильная экспозиции. Машины продолжали служить и после войны, некоторые оказывались далеко от Ленинграда, но по ряду признаков в них опознавали бывших "ладожцев" и вместо утилизации дарили музею, а там бережно восстанавливали утраченные детали и вот теперь их можно увидеть. Несколько важных эпизодов войны были рассказаны.

Из ангара отправились на берег Ладоги. Таким спокойным озеро бывает крайне редко. Из-за коварства озера, на котором высокая волна бывает в любое время года, немцы считали его непригодным для судоходства.

Бетонные надолбы у воды - часть музейной экспозиции
Бетонные надолбы у воды - часть музейной экспозиции
Небесную голубизну прорезает летящий самолёт
Небесную голубизну прорезает летящий самолёт
Озеро, бескрайнее как море
Озеро, бескрайнее как море
Самолёт-перевозчик Ли-2 рассчитан на 28 человек пассажиров.
Самолёт-перевозчик Ли-2 рассчитан на 28 человек пассажиров.

Самолёт Ли-2 гордость экспозиции. Недавно был отреставрирован внутри и доведён с точностью до вида, типичного для 1941-1944 гг. Обычно в него пускают ограниченное число экскурсантов лишь на День Победы, для нас сделали исключение.

Внутри самолёта
Внутри самолёта
В кабине пилотов
В кабине пилотов
Укромный уголок тоже восстановлен
Укромный уголок тоже восстановлен
Все приборы тщательно собраны
Все приборы тщательно собраны

-25
Самолёт даже огорожен для сохранности
Самолёт даже огорожен для сохранности

После самолёта подошли к памятнику героям Ладоги и ыслушали рассказ о его создании: конкурсе проектов и установке.

Скульптурная группа на постаменте, по 4-м сторонам которого барельефы с описанием событий
Скульптурная группа на постаменте, по 4-м сторонам которого барельефы с описанием событий

После подробного рассказа о памятнике прошли в главный корпус музея с основной экспозицией. Там нас встретила научный сотрудник музея Лариса Шакирдяновна Коповая и провела краткую, но очень содержательную экскурсию по музею.

Лариса Шакирдяновна работает в музее 9-й год
Лариса Шакирдяновна работает в музее 9-й год
Восторженными отзывами о её экскурсиях заполнено немало страниц книги
Восторженными отзывами о её экскурсиях заполнено немало страниц книги
Дмитрий редко кого хвалит, но здесь мы с ним были солидарны - Лариса Шакирдяновна очень талантливый экскурсовод
Дмитрий редко кого хвалит, но здесь мы с ним были солидарны - Лариса Шакирдяновна очень талантливый экскурсовод

После блестящей экскурсии по двум этажам основной экспозиции нас пригласили в конференц-зал.

Главный хранитель музея
Главный хранитель музея
В конференц-зале
В конференц-зале
-33
-34
Обратный путь
Обратный путь