Найти тему
АвтоДвиж

Поизучал карьерный самосвал КАМАЗ-6561 Геркулес на выставке COMTRANS

Прошедшим летом я уже публиковал на канале пост о том, что КАМАЗ занялся разработкой внедорожных шарнирно-сочлененных самосвалов и даже показывал фотографию первого экспериментального образца в процессе сборки. А вот теперь во время посещения международной выставки коммерческого транспорта COMTRANS 2021 мне удалось потрогать его своими руками. Ниже - небольшой фотообзор этой машины.

Кажется, кто-то хотел, чтобы КАМАЗ начал выпускать грузовики капотной компоновки? Вот вам и пожалуйста, капотнее некуда! ))
Кажется, кто-то хотел, чтобы КАМАЗ начал выпускать грузовики капотной компоновки? Вот вам и пожалуйста, капотнее некуда! ))

Ярко-оранжевый КАМАЗ-6561 на выставке - первенец из перспективного семейства "Геркулесов". Как водится, демонстрационный образец построили максимально "навороченным": он не только имеет гибридный привод, но еще и оснащен системой автономного управления, то есть представляет собой "беспилотник" для работы на закрытой территории карьеров. А потому и спереди, и сзади самосвал обвешан приборами "машинного зрения" - радарами, лидарами, сенсорами и видеокамерами. Помощь последних весьма кстати придется и водителю, если ему потребуется взять управление "Геркулесом" на себя. Хотя традиционные зеркала заднего вида на машине сохранены.

Условия работы водителя "Геркулеса", к слову, отнюдь не спартанские. Кабина оставила впечатление довольно просторной и уютной. Причем благодаря большой площади остекления из нее открывается весьма неплохой для машины такой размерности обзор. Кресло водителя - почти как на магистральных тягачах: подрессоренное, с высокой спинкой и большим набором регулировок. Разве что подлокотников не хватает. Голого металла в кабине нет: все укрыто пластиковыми панелями, да и в целом дизайн интерьера мне понравился - современно и аккуратно:

-3

Диаметр рулевого колеса совсем небольшой, что традиционно для низкоскоростной техники с гидравлическим рулевым управлением (а разгоняться "Геркулесу" положено лишь до 50 км/ч). Справа от рулевой колонки - основная панель управления, куда вынесены кнопки режимов работы трансмиссии, переключатели света, клавиши подъема платформы, джойстик регулировки зеркал, пульт управления климатом... Даже подстаканники предусмотреть не забыли.

Как это заведено у внедорожных самосвалов-землевозов высокой проходимости, КАМАЗ-6561 построен по шарнирно-сочлененной схеме и имеет колесную формулу 6х6. Передняя полурама, опирающаяся на один мост без упругой подвески колес, несет на себе кабину, дизельный двигатель (542-сильная рядная "шестерка" серии КАМАЗ-910), электрогенератор и блок накопителей энергии, состоящий из китайских литий-титанатных "батареек" Microvast.

В свою очередь, задняя полурама опирается уже на две пары колес и несет на себе платформу ковшового типа, рассчитанную на перевозку 40 тонн грунта или породы, а также тяговый электродвигатель и раздаточную коробку. За опрокидывание платформы отвечают два внешних гидроцилиндра. Что интересно, платформа имеет задний борт, который автоматически открывается при разгрузке за счет тросового привода, который можно хорошо рассмотреть на следующем фото:

Черный кронштейн правой частью жестко прикреплен к заднему борту, средней частью шарнирно соединен с  боковиной платформы, а спереди сцеплен тросом с консолью рамы.  Когда платформа поднимается гидроцилиндрами, кронштейн остается в прежнем положении, вынуждая тем самым открываться задний борт
Черный кронштейн правой частью жестко прикреплен к заднему борту, средней частью шарнирно соединен с боковиной платформы, а спереди сцеплен тросом с консолью рамы. Когда платформа поднимается гидроцилиндрами, кронштейн остается в прежнем положении, вынуждая тем самым открываться задний борт

Для оценки степени загруженности машины при автономной работе грузовая платформа опирается на раму через четыре тензодатчика. Суммируя их показатели и вычитая из полученной величины заранее известный вес самой платформы, бортовой компьютер определяет вес груза.

Если заглянуть под переднюю часть задней полурамы, там можно будет увидеть тяговый электродвигатель:

Тяговый электродвигатель
Тяговый электродвигатель

Прямой механической связи с двигателем внутреннего сгорания у него нет. Для движения в нормальных дорожных условиях питание электромотора может осуществляться только от аккумуляторов, а при их разрядке или значительном увеличении сопротивления движению в дело может вступать и дизель. Вращая генератор, он подпитывает энергией и электромотор, и батарею. Дополнительным источником поступления электричества в батарею служит рекуперация энергии при движении машины на затяжных склонах. На небольшом отдалении от электромотора на раме установлена серийная раздаточная коробка модели КАМАЗ-621:

Кстати, вы обратили внимание, что при описании машины я упорно избегал словосочетания "задние мосты"? И это неспроста. Ведь как таковых, двух задних мостов у нее нет. Есть всего один мост, к чулкам которого шарнирно присоединены качающиеся балансиры - каждый со своей парой колес. Аналогичным образом устроена ходовая часть грейдеров.

Машина, конечно, получилась оригинальная: этого не отнять! Но до серии ей пока еще далеко, тем более в беспилотном исполнении. Так что пока оранжевый "гибрид" красуется на выставках, заводские конструкторы вовсю трудятся над другими исполнениями "Геркулесов" - в частности, над дизельной версией КАМАЗ-6558, продажи которой должны начаться в 2024 году. И мне очень интересно, как же появление отечественного шарнирно-сочлененного самосвала повлияет на продажи подобной импортной техники в нашей стране: рынок тут маленький, "грызня" идет за каждого клиента. Сможет ли камазовская машина подвинуть конкурентов? Как думаете?

Читайте также о других новинках выставки COMTRANS 2021:
- Новые модели автобусов ПАЗ: Citymax 9 и Валдай City
- Все грузовые новинки ГАЗа
- Беспилотный гибридный тягач КАМАЗ-54907
- КАМАЗ Компас 9: перелицованный китайский JAC N80
- КАМАЗы, ЛиАЗ и ГАЗель на топливных элементах
- Автобусы, троллейбусы и электробусы: обзор новинок