Найти тему
Исследование Писания

ФИЛИППИЙЦАМ (ч.2): КАК БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ В УЗАХ

Оглавление
«Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою, за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне, будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа, как и должно мне помышлять о всех вас, потому что я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в благодати. Бог — свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа; и молюсь о том, чтобы любовь ваша ещё более и более возрастала в познании и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию» (Фил. 1:3-11).

Павел был узником римской тюрьмы (1:13; 4:22; см. Еф. 6:20). Всё это время он мог бы жалеть себя и роптать. Но он радовался и призывал других к тому же: «Радуйтесь всегда в Господе; и ещё говорю: радуйтесь» (4:4). Мы с вами можем не быть физически скованы, но большинство из нас носят «цепи» разных размеров и разной длины:

• Пошатнувшееся здоровье или серьёзная медицинская проблема.

• Несчастливый брак или дети, за которых болит сердце.

• Неприятности на работе.

• Стареющие родители.

Как апостол мог быть счастлив в своих узах? И как мы можем быть счастливы в своих? Об этом говорит текст нашего урока, Фил. 1:3-11.

СМОТРИТЕ НА ПРОШЛОЕ С БЛАГОДАРНОСТЬЮ БОГУ (1:3-5)

Тогда

Во-первых, Павел мог быть счастлив в узах, потому что на прошлое он смотрел с благодарностью. Если общепринятая хронология жизни Павла верна, то его отношения с филиппийской церковью продолжались уже десять лет. Эти отношения вызывали в нём только добрые воспоминания. В стихе 3 он говорит: «Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас». В стихе 4 он пишет, что всегда «с радостью» приносит молитву за «всех» них. Двойное употребление слова «все» делает эти стихи изумительными! Они также заставляют нас посмотреть на себя. Что можно сказать об общинах, членами которых мы являемся? Может кто-то сказать: «Когда мы думаем о вас, то вспоминаем всё только хорошее»? А что каждый из нас в отдельности? Такие мы люди, о которых проповедники скажут: «Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас»?

Означает ли это, что, когда Павел был в Филиппах, с ним случалось только хорошее или что тамошняя церковь была идеальной? Вовсе нет. Апостол и другие «пострадали и были поруганы в Филиппах» (1 Фес. 2:2; см. Деян. 16:16- 24, 35-40). Да и члены филиппийской общины были не без проблем (см. 4:2). Что же тогда Павел имел в виду, когда говорил, что все его воспоминания были добрыми?

Возможно, оглядываясь на неприятные события в Филиппах, он видел, что они содействовали ко благу (см. Рим. 8:28). Его несправедливое заключение привело к обращению тюремного стража и всех его домашних (Деян. 16:16-34). Его вынужденный уход из города способствовал благовествованию в других местах (см. Деян. 16:39, 40; 17:1).

Конечно, добрые воспоминания Павла о Филиппах были связаны с тамошними христианами. Но и по отношению к ним у него была «избирательная память»: он помнил только хорошее (см. 4:8). Одним таким воспоминанием было то, как преданно они поддерживали его работу: он благодарит Бога за их «участие в благовествовании от первого дня даже доныне» (1:5). Словом «участие» переведено греческое слово койнониа. Для Павла оно было очень важным. В этом коротком письме мы встречаем его в разных формах пять раз: в 1:5, 3:10 и 4:15 оно переведено словом «участие», в 1:7 — «соучастники», а в 2:1 — «общение». Глагольная форма в своей основе означает «иметь сообща». Форма существительного заключает в себе идеи «общения» и «партнёрства». Это слово передаёт концепцию совместного участия и выражает смысл общности, близости и сотрудничества.

Филиппийцы поддерживали работу Павла по-разному, включая молитвы о нём (1:19). Но, говоря об их «участии в благовествовании», он особенно благодарит их за финансовую поддержку. Иногда, говоря о помощи деньгами, Павел употребляет слово «подаяние» (см. 4:15), но всё же он предпочитает такие слова, как «общение» и «участие». В своём самом длинном учении о подаянии (2 Кор. 8; 9) он употребляет слова «дар» и «участие» (см. 2 Кор. 8:4).

Имея общую веру, филиппийцы делились с Павлом и всем тем, что имели из материальных благ. В главе 4 апостол пишет: «Вы знаете, филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних; вы и в Фессалонику и раз, и два присылали мне на нужду» (4:15, 16). Они начали делиться с Павлом, ещё когда Лидия открыла перед ним и его товарищами двери своего дома. Это продолжалось до их последнего дара, принесённого в Рим Епафродитом (4:10, 18).

Мне как бывшему миссионеру нравятся слова Павла о помощи филиппийцев: «участие в благовествовании». Когда я с семьёй жил в Австралии, мы примерно раз в три года приезжали домой в отпуск. Тогда я посещал общины, которые финансировали нашу работу. Я благодарил их за «участие» в нашей работе и говорил, что, посылая помощь, они участвуют в нашем служении.

Теперь

Павел мог быть счастлив в узах, потому что смотрел в прошлое с чувством благодарности Богу. Мы с вами можем сосредоточиться на плохом, что случилось в нашей жизни, и озлобиться — либо вспоминать хорошее, благодарить Господа и быть счастливыми. У меня в своё время была книжка под названием «Счастье — это выбор». Кому-то может показаться, что название немного утрировано, но ведь от того, как мы смотрим на жизнь, в большой степени зависит, счастливы мы или нет. Элла Уилер Уилкокс сравнивает это с поднятыми парусами:

«Во все края корабли идут,
Хоть ветер – для всех один.
Не одни ветра задают маршрут —
Капитан выбирает пути.
Словно путь корабля и жизни путь:
Нас качает, несёт на мель,
Но не волны невзгод нас вперёд влекут —
Мы сами находим цель».

СМОТРИТЕ НА НАСТОЯЩЕЕ С УВЕРЕННОСТЬЮ В БОГЕ (1:6-8)

Тогда

Когда Павел думал о христианах в Филиппах, его захлёстывала волна эмоций. Одним таким чувством была любовь. Он говорил им: «Я имею вас в сердце» (ст. 7). Уоррен Уирсби приводит ветхозаветный пример, который может объяснить такой выбор слов:

«Первосвященник в Ветхом Завете носил специальное облачение, прикрывавшее грудь, — ефод. На нём было двенадцать камней с вырезанными именами двенадцати колен Израилевых (Исх. 28:15-29), по одному камню на каждое колено. Он с любовью носил народ на своём сердце, что делал и Павел».

Павел также пишет: «Бог — свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа» (ст. 8). Греческое слово, переведённое здесь «любовью», — это собирательный термин, означающий все внутренние органы, «нутро». В те дни эти органы считались местонахождением любви, привязанности. Говоря о любви к ним, Павел выражает всю глубину и силу своего чувства. Сегодня мы могли бы сказать: «Я люблю вас всем сердцем». Однако более важным словом, чем «любовь», являются уточняющие слова «Иисуса Христа». Апостол любит их любовью Господа. Это большая заявка — но он настолько уверен в правдивости своих слов, что призывает в свидетели Бога.

Вспоминая своих братьев и сестёр, Павел говорит о них с уверенностью. Стих 6 начинается так: «будучи уверен в том…» Уверенность — второй фактор, который я хочу подчеркнуть в нашем уроке: Павел был счастлив в узах потому, что на настоящее смотрел с уверенностью…

Прежде чем закончить то, что я хотел сказать, хочу немножко остановиться на «уверенности». Тема «уверенности» пронизывает всё послание. В мире, где всё так неопределённо, эта тема придаёт человеку силы. В книге как минимум пять раз встречаются различные формы греческого слова со значением «уверенность»: в 1:6 это «уверен»; в 1:14 «ободрившись»; в 3:4 «надеяться» (дважды). Что касается уверенности, то тут трудно найти золотую середину. Слишком уверенный человек может быть властным и несносным. С другой стороны, неуверенный человек часто бывает злейшим врагом самому себе.

Теперь позвольте мне закончить свою мысль: Павел был счастлив в узах потому, что на настоящее смотрел с уверенностью в Боге. Он был не столько уверен в себе, сколько в Боге. Он был исполнен уверенности, главным образом, потому, что знал, что Бог работает в нас. После слов «будучи уверен в том» он поясняет, в чём именно он уверен: «что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа». В следующей главе апостол пишет, что «Бог производит в вас и хотение, и действие по Своему благоволению» (2:13). Бог работает в христианах по-разному: через Своё Слово (см. Евр. 4:12), через события в нашей жизни (см. Иак. 1:2, 3; Рим. 5:3-5), через людей (см. 2 Кор. 7:6), через обитающего в нас Своего Духа, которого не чудесным образом получают в дар все христиане в момент крещения (Деян. 2:38; см. Рим. 8:9, 26-28).

Павел видел работу Бога в Филиппах, и он считал, что Господь достоин хвалы за всякое доброе дело, совершённое им или другими. В стихе 6 он отдаёт Богу должное за установление филиппийской церкви, говоря, что Он «начал в вас доброе дело». Кроме того, он верил, что Бог, начав что-то делать, непременно завершит начатое: «Начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа». Словом «совершать» переведён греческий составной глагол, означающий «доводить до благополучного завершения», «завершать». «День Иисуса Христа» — это второе пришествие Господа (см. 1 Фес. 5:2). В 3:20, 21 Павел снова возвращается к этому особому дню. Апостол верил, что Бог продолжит работу среди филиппийцев (и других христиан), совершая в них Свой план, пока стоит этот мир.

Думаю, следует добавить, что, говоря о совершении Богом Своего дела, Павел не имеет в виду, что христиане не могут упасть. Однако Павел даёт нам мощный стимул не отпасть: Бог заботится о нас и действует в нашей жизни!

Уверенность Павла основывалась, главным образом, на сущности Бога, но поддерживалась качествами филиппийских христиан — людей, в которых Бог мог работать. Бог не ищет совершенных людей, чтобы работать в них; если бы это было так, то таковых Он просто бы не нашёл. Он ищет тех, кто позволит Ему работать в их жизни. Поведав о своей уверенности в том, что Бог будет совершать Своё доброе дело в филиппийцах (1:6), он говорит: «Как и должно мне помышлять о всех вас, потому что я имею вас в сердце в узах моих, при защите и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в благодати» (ст. 7).

Какие качества филиппийских христиан позволили Богу работать в их жизни? Павел снова употребляет слово койнониа («соучастник») и называет три пункта, по которым его читатели имеют «общение»: они участвуют в нём, в благовествовании и соучаствуют в благодати (ст. 7).

• Что касается их участия в жизни Павла, то они не отвернулись от него, как другие, когда он попал в тюрьму (см. 1:15, 17; 2 Тим. 1:8; 4:16). Они продолжали помогать ему.

• Что касается их участия в благовествовании, то они защищали и утверждали евангелие, когда другие нападали на него. От греческого слова, в стихе 7 переведённого словом «защита», происходит слово «апологетика». «Апологетикой» называют раздел религиозной мысли, посвящённый защите христианства с особым упором на разумность веры в Бога, Христа и Библию. Это «словесная защита», ставящая перед собой задачу ответить на возражения. Слово «утверждение» — более позитивная сторона «защиты» евангелия: оно означает учение и наставление, укрепляющее веру (см. Деян. 14:21, 22).

• Что касается их соучастия в «благодати», то Павел употребляет слово «благодать» (незаслуженная милость), которое заключает в себе всё, кем он был и что делал (см. Рим. 1:5). Он был спасён по благодати, получил своё апостольство по благодати и служил по Божьей благодати. Оказав поддержку Павлу и благовествованию, филиппийцы стали его «соучастниками» в благодати.

Как замечательно, что Павел мог быть уверен в филиппийцах! Думаю, вы знаете, как бывает больно разувериться в другом человеке. Однако, завершая разговор о второй причине, почему Павел мог быть счастлив в узах, нужно вернуться к главному источнику его уверенности: он был уверен в Боге — в том, что Бог и дальше будет работать в его жизни и в жизни других христиан.

Теперь

Какие бы трудности ни посылала нам жизнь, мы должны помнить, что если мы верные дети Божьи, то эти проблемы мы встречаем не в одиночестве. Бог по-прежнему живёт и действует в нашей жизни. Павел писал, что Господь «действующей в нас силой может сделать несравненно больше всего, чего мы просим или о чём помышляем» (Еф. 3:20). Кроме того, нам нужно помнить, что Бог непременно завершит то, что начал. Он не бросает начатое дело на полпути.

Один из «секретов» счастья — это отдать свою жизнь со всеми наши проблемами Господу. Один человек день и ночь отравлял себе жизнь тем, что переживал о своём бизнесе, пока однажды не решил отдать его Богу. «Теперь он твой», — сказал он Господу. Наконец он обрёл покой и мог спать по ночам. Как-то ночью его разбудил телефонный звонок, и голос в трубке сказал, что его предприятие горит. Он пошёл туда и молча наблюдал, как полыхает здание. Окружающие были шокированы. Они спросили его: «Как ты можешь оставаться таким спокойным?» Он улыбнулся и ответил: «Я отдал это предприятие Господу. Если Он хочет, чтобы всё сгорело дотла, то это Его дело». Такой ответ поначалу может показаться вам странным, даже неразумным, но подобное отношение важно для сохранения душевного равновесия. Чарльз Суиндолл пишет: «Самые счастливые люди из всех, кого я знаю, — это те, которые научились ни за что в своей жизни не цепляться и отдали все тревоги, стрессы и страхи Богу». Если вы хотите быть счастливы в своих узах, смотрите на настоящее с уверенностью в Боге.

СМОТРИТЕ В БУДУЩЕЕ С МОЛИТВОЙ К БОГУ (1:9-11)

Тогда

И, наконец, Павел был счастлив в узах, потому что в будущее смотрел с молитвой Богу. Думая о будущем, он не игнорировал жизненные реалии; он знал, что перед филиппийцами и дальше будут вставать проблемы. И что же? Только и делать, что переживать? Нет, его ответом была молитва. В частности, он молился о том, чтобы филиппийцы и далее возрастали в Господе.

«И молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всякой рассудительности, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведности Иисусом Христом в славу и похвалу Божию» (ст. 9-11).

Вначале он молится, чтобы они возрастали в любви: «чтобы любовь ваша всё более и более возрастала». Здесь «любовь» — это греческое агапе, бескорыстная любовь, которая «хочет лучшего» объекту этой любви. Апостол не довольствуется тем, что их любовь будет просто «возрастать», — он молится, чтобы она возрастала «ещё более и более», чтобы она росла, как полноводная река, вбирающая в себя на своём пути множество притоков и становящаяся от этого всё шире и мощней. Однако любовью нужно управлять. Вышедшая из-под контроля река обладает разрушительной силой. Сердце и голова должны работать вместе (см. Мф. 22:37; Рим. 10:2). Поэтому Павел включает в свою молитву ещё два момента.

Далее он молится, чтобы они возрастали в познании. В Славянском Евангельском Обществе сказано — «в полном знании». Этой фразой переведено греческое сложное слово, состоящее из корня со значением «знание» (гносис) и предлога «на» (эпи). Слово означает знание «плюс ещё что-то». Это не поверхностное знание. Смысл слова — «полностью понимать, осознавать», иметь исчерпывающее знание. Павел имеет в виду духовное знание, знание Бога и Его воли. Такое знание — результат усердного изучения Божьего Слова и размышления над тем, что оно значит в жизни человека.

Тесно связан с этим следующий момент в молитве Павла о филиппийцах: он молится, чтобы они возрастали также во «всякой рассудительности», то есть в способности различать добро и зло, чтобы могли «познавать лучшее». В этих словах заложен огромный смысл. Начнём со слова «рассудительность». Соответствующее греческое слово означает «понимание, проницательность». В Современном Переводе это «глубокое проникновение». Когда человек способен «рассуждать», он может отличать одно от другого. Эта способность является признаком зрелости: маленький ребёнок может принимать всякое четвероногое существо за собаку, но, подрастая, он учится отличать собаку от коровы.

Павел хочет, чтобы филиппийцы возросли настолько, чтобы различать хорошее и плохое в духовной сфере. В Евр. 5:14 говорится о тех, «у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла». О таком различении, или «рассудительности», и говорится в Фил. 1:9, 10. В Славянском Евангельском Обществе читаем: «чтобы вы, испытывая, одобряли отличающееся и более превосходное».

Слово «познавая» в стихе 10, которое точнее будет перевести словом «одобрять» (см. Славянское Евангельское Общество), говорит о том, что нечто исследовано, испытано и найдено подлинным. Это слово в Септуагинте (греческом переводе Ветхого Завета) употреблялось в значении, близком слову «доказывать»; его использовали в связи с испытанием металла (см., например, Прит. 17:3). Нам нужно научиться испытывать каждого человека, каждое учение и каждое действие. Два главных испытания — это проверка «Словом» и проверка «на наличие плодов» (см. Мф. 7:16; Рим. 12:2; 2 Кор. 2:9; 13:5; Иак. 1:22; 1 Ин. 4:1; Отк. 2:2). Обрести способность испытывать всё таким образом — немалое достижение; многие лишены этой способности различать хорошее и плохое, добро и зло.

Однако Павел хочет, чтобы его читатели пошли в своей рассудительности ещё на шаг дальше. Он хочет чтобы они «умели выбирать самое наилучшее» (Современный Перевод). Слово, переведённое «самое наилучшее» (греч. диаферо), указывает на «то, что отличается». Если взять 1:10 в контексте, то эту идею может передать слово «уникальный»: «то, что бесценно вследствие своей уникальности». Важно научиться различать не только хорошее, но и лучшее — и поистине «самое наилучшее». Если говорить о времени и способностях, то лично мне труднее всего бывает различать не хорошее и плохое, а хорошее, лучшее и самое лучшее: например, как мне наилучшим образом распорядиться своим временем и способностями.

Павел также молится о том, чтобы филиппийцы взращивали в себе христианские качества: «чтобы… вы были чисты и непреткновенны в день Христов». Словом «чисты» переведено составное греческое слово, основное значение которого — «оценено на ярком солнечном свету». Порой, когда я думал, что на моём тёмном костюме нет ни одной ворсинки, на свету оказывалось, что это не так. Яркий свет выявляет все изъяны и недостатки. То, что «испытано солнечным светом», истинно и достойно доверия. Таким образом, греческое слово имеет основное значение «без притворства».

К слову «чисты» Павел добавляет термин «непреткновенны». Слово «непреткновенны» (в Современном Переводе «непорочны») не означает «совершенны»; если бы это было так, то никто бы из нас не смог соответствовать (Рим. 3:23). Не означает оно и то, что мы никогда не будем «опорочены» другими; даже Иисуса и апостолов обвиняли в преступлениях (см. Мф. 27:12; Деян. 24:2; 3 Ин. 10). А означает оно такой образ жизни, когда другие могут видеть, что мы стараемся поступать по правде. Смысл греческого слова апоскопос, в точности переданный Синодальной Библией («непреткновенны»), — «спотыкание» или «запинка» с отрицательной приставкой; буквально оно означает «не спотыкаясь», «без запинки». Мы должны прилагать всё старание к тому, чтобы жить благочестиво, «не претыкаясь» (см. 2 Пет. 1:10). Мы также должны быть чуткими к нуждам и правам других — и стремиться жить так, чтобы не быть «преткновением» для них (см. 1 Кор. 8:13; 1 Ин. 2:10). Слова «чисты» и «непреткновенны» дополняют друг друга. Первое имеет отношение к характеру, а второе — к репутации. И то и другое важно.

И последняя просьба в молитве Павла о своих филиппийских братьях и сёстрах — чтобы они возрастали в плодотворной жизни, «были… исполнены плодов праведности». Слово «плоды» в Новом Завете используется по-разному; здесь оно означает практические результаты жизни в тесном контакте с Господом: христоподобные качества видны всем. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22, 23). Павел молится о том, чтобы его читатели были «исполнены» таких «плодов». Сразу представляется дерево, отягощённое плодами. Иисус говорил Своим ученикам: «Тем прославится Отец Мой, если вы принесёте много плода и будете Моими учениками» (Ин. 15:8).

Как мы можем быть «исполнены плодов праведности»? Плод мы становимся способны приносить «чрез Иисуса Христа» (Славянское Евангельское Общество). Конечно, нужны личные усилия, как и при выращивании физических плодов; но главным источником как физических, так и духовных плодов является Господь. Кто-то заметил, что дерево или виноградная лоза не устраивают шума, производя плоды. Когда мы поймём, что именно Господь является источником «плодов» в нашей жизни, это исключит гордость и самовосхваление из нашей жизни. Иисус сказал: «Кто пребывает во Мне, а Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5).

Почему мы должны быть «исполнены» этих «плодов»? «В славу и похвалу Божию». Всё, что мы говорим или делаем, должно славить Господа. Живите «пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). Поступая так, мы тоже будем благословлены, ибо то, что прославляет Бога, возвеличивает и человека.

Теперь

Применить сказанное в стихах 10-13 нетрудно. Чтобы смотреть в будущее с уверенностью, мы должны с каждым днём своей жизни становиться всё ближе к Господу и во всём прославлять Его. Однако я хочу подчеркнуть главную мысль этого последнего раздела: Павел радовался, будучи в узах, потому что в будущее смотрел с молитвой к Богу. Он уповал на Бога, зная, что, когда Христос вернётся (ст. 6, 10), всё встанет на свои места. Павел научился «надеяться не на самих себя, но на Бога» (2 Кор. 1:9). Он писал Тимофею, что «мы… уповаем на Бога живого» (1 Тим. 4:10). Я не знаю лучшего совета для тех, кто «в узах», чем отвести взгляд от себя и взирать только на Господа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На прошлое можно смотреть либо с недовольством, либо с благодарностью. На настоящее можно смотреть либо с опаской, либо с уверенностью. В будущее можно смотреть либо со страхом, либо с молитвой. Мы можем полагаться либо на собственную силу, либо научиться полагаться на Бога и Иисуса. Первый набор возможностей — формула гарантированного несчастья. Второй же набор — Божья формула счастья, какими бы «узами» мы ни были «связаны».

Школа Библии — онлайн — Изучение Библии онлайн