Найти тему
БЫТЬ ХУДОЖНИКОМ 100

Год отправляла заявки на open call и рассылала портфолио. Каков результат и какие из этого я сделала выводы

Все блоги\курсы о том, как продвигать себя художнику советуют регулярно мониторить open callы российских и иностранных институций и рассылать свое портфолио по галереям. Хочу показать, что из этого выходит на практике. Может быть, кому-то мой опыт пригодиться.

заманчивые обложки так и манят сделать шаг на пути к успеху
заманчивые обложки так и манят сделать шаг на пути к успеху

Итак, с конца 2020го по сей день (на дворе сентябрь 2021 года) я подавала свои работы на максимальное число российских open call, где мои работы хотя бы частично соответствовали теме и ожиданиям от площадки.

Регулярно просматривая каналы в телеграмм "Где выставка", "open call Россия", "open call художника" я подала заявки на почти open callов oт разных институций Москвы и Санкт-Петербурга, а также на несколько онлайн-фестивалей от региональных институций, отправила свое портфолио в 4 галереи и трем дамам, интересующимися современными художниками с целью дальнейшей работы с ними, написала заявку на участие в образовательной программе музея "Гараж", а также откликнулась на два предложения быть волонтером в галереях Объединения Выставочные Залы Москвы.

Хочу сказать, что отправка информации на open call занимает довольно много времени (особенно когда речь идет о том, что нужно сформировать свои работы проект, вписанный в конфигурацию выставочной площадки). Иногда формирование материала под требования open call (особенно перевод текста на иностранный) занимает почти весь день. Да, иногда ты просто прикрепляешь картинки и копируешь уже готовый текст. Но такие случаи все реже, т.к. большинство организаторов предпочитают иметь дело с гугл-формами и ссылками на облачные хранилища (загрузить свои файлы в которые - тоже требует времени, а со временем и денег на оплату места на диске). Но вернемся к этому позже и сделаем выводы.

Картинка из сети про мое состояние в конце дня, посвященного исключительно отправке заявок на open callы
Картинка из сети про мое состояние в конце дня, посвященного исключительно отправке заявок на open callы

Итак, почти 30 заявок, а мои работы были отобраны лишь в 7 проектов, ни одна из галерей сотрудничество мне не предложила, а те, кому отправляла лично не заинтересовались, в волонтеры меня не взяли, а участвовать в образовательной программе музея Гараж - и подавно.

Проанализировав свой опыт, я пришла к выводам:

1. Отправляя заявку нужно ОЧЕНЬ внимательно ознакомиться с прошлыми проектами организаторов и представленными у них художниками. Это их ожидания и вкусы. Даже если ты уверен, что твои работы\проекты просто супер, то они могут не подойти не потому что плохо сделаны, а потому что не вписываются в специфику проекта и не соответствуют вкусам организаторов.

Пример: сейчас понимаю, что для меня не было смысла отправлять заявку на Data 6, в фонд искусства "Голубицкое", в фонд Смирнова и Сорокина в White Room Foundation , т.к. я не делаю очень детализированную интеллектуальную, даже несколько литературную живопись и графику, а это не такое искусство, которое интересно им. Или в галерею ЗНУИ, которым интересны просто картины, которые можно продать по цене в 500-6000

2. Если это тематическая выставка, то нужно, чтобы работа была четко по теме. Если связь работы с темой связь косвенная, то лучше раскрыть ее в тексте как ты ее понимаешь.

Пример: Оpen call выставки Альтерглобализм. Моя работа не имела четко выраженной связи с проблемами климата, миграции, локальной культурной традиции (которые были предложены в тексте open call), но в своей работе я осмысляла феномен заброшенных территорий. Это я описала при отправке заявки, указав связь своей идеи на проблему глобализации.

3. Каждая заявка - это время. Нет смысла писать заявки туда, куда не получится приехать или привезти работы, писать заявки на проекты, идея которых тебе не нравится, в проекты, где работы останутся попросту незамеченными.

4. Не стоит торопиться делать выводы о качестве своего творчества в целом на основе отказов на заявки. Отказ значит то, что он значит: работа не вошла в экспозицию данного проекта, проект просто не заинтересовал конкретную площадку, а галерист занят продвижением своего круга художников, поэтому "ничего конкретного предложить не можем". Это не значит, что твое искусство лучше или хуже, чем чье-то. Просто оно другое, или оно не соответствует идее куратора о том, что должно быть на конкретной выставке.

5. Обязательно стоит посмотреть, что получилось в итоге у кураторов (а заодно таким образом можно с ними и познакомиться). Порой беглого взгляда на экспозицию бывает достаточно, чтобы понять, почему твоя работа не подошла.

И главное, что я поняла, отправив более 30 заявок. Open call - это не единственный и даже не основной инструмент заявить о себе, показать свои работы на выставках и с кем-то познакомиться. Да-да. Есть художники, почти не отправляющие никуда никаких заявок, но постоянно участвующие в интересных проектах. А знаете почему? потому что в искусстве играют значение связи, и если о тебе будет знать много людей в арт-сообществе, то тебя будут везде звать, ведь многие (а подчас и в самые значимые проекты) не делаются по принципу open call, а кураторы берут тех, кого давно и хорошо знают. Поэтому, если от участия в open call КПД низкое, то пожалуй, стоит сделать акцент на то, что действительно способствует расширению твоей аудитории и новым связям и тратить на это больше времени.