Компания Schaeffler, штаб-квартира которой расположена в Германии, представила инновационную систему привода для электробайков, которая даёт возможность отказаться от использования ременного и цепного привода.
Новая система, именованная Schaeffler Free Drive, разработана совместно со специалистами по трансмиссии для электротранспорта и работает по технологии Bike-By-Wire, а её ключевым узлом является генератор, установленный на место каретки.
При вращении педалей генератор вырабатывает электрическую энергию, которая поступает через контроллер на мотор-колесо. Это позволяет полностью избавиться от традиционной цепной или ременной передачи.
Подобно тому, как велотренажёр может изменять нагрузку для велосипедиста, генератор в системе Free Drive способен создавать различное сопротивление при вращении педалей, в зависимости от выбранного режима езды, чтобы производить необходимую мощность.
Если велосипедист крутит педали сильнее, чем требуется для заданной скорости движения, избыточная энергия направляется на аккумулятор и запасается для дальнейшего использования. Все узлы системы (двигатель, генератор, батарея и управляющая электроника) объединены в общую сеть при помощи шины CAN, позволяющую им обмениваться необходимой информацией.
Но первый очевидный вопрос, который возникает, - зачем преобразовывать механическую энергию в электрическую, а затем обратно в механическую для вращения заднего колеса, ведь это непременно влечет за собой определённые потери? Разработчик системы уверяет, что затраты на двойное преобразование энергии не превышают 5% по отношению к потерям на обычном электровелосипеде.
Более того, в Schaeffler считают, что потери оправданы плюсами, которыми обладает Free Drive. Главным из них называется максимальная гибкость в архитектуре электробайка, что даёт дизайнерам и инженерам ещё больше свободы при проектировании и простор для фантазии, так как двигатель с колесом теперь не связаны механической трансмиссией.
Кроме этого, цепь и ремень требуют периодического обслуживания, на них может налипать грязь, которая затем способна попасть на вашу одежду. В противовес этому, Free Drive представляет собой закрытую всепогодную систему, за которой практически не нужно следить.
Одним из основных направлений использования новой системы разработчик видит грузовые электровелосипеды, которые более длинные, чем обычные электробайки, и избавление от механической трансмиссии для них особенно актуально.
В конце концов, владелец велосипеда с Free Drive сможет уверенно и утвердительно ответить на столь частый вопрос, который слышат обладатели электровелосипедов, заряжается ли аккумулятор при вращении педалей.