Не нужно путать веру как способность мышления и веру как объективацию религиозного культа. Первая дана нам всем в качестве способа познания. Вторая является временным духовным костылём, который на определённом этапе развития общества помог значительной части человечества встать на ноги. Но в целом, чтобы двигаться вперёд и преодолевать препятствия, человечество нуждается в объективации того или иного предмета веры. Что-то постоянно должно быть «выше» и «больше» человека.
У атеистов нет объекта веры и связанного с этим культа.
Они не объективируют ничто, не считают ничто творцом и не наделяют ничто сверхъестественными свойствами. Для атеистов вообще не существует ничто — одна только материя. Ничто — философско-абстрактное понятие.
В ничто, кстати, спокойно верил великий христианский мыслитель Иоанн Скотт Эриугена.
***
«Но ведь, — возразит верующий, атеисты считают творцом материю, что тоже недоказуемо. Они верят в прогресс — это почти сверхестественное. Они постоянно нападают на верующих и разоблачают религии».
Нет, не считают. Согласно материалистическом учению, материя вечна, несотворима и обладает способностью к самоорганизации. Но она ничего не творит — все уже есть). Ну, а разоблачение — судьба любой религии.
Еще раз повторю, что это вера не в объект религиозного поклонения, а вера как метод познания. Он вполне законен, наряду с разумом. Бог, как известно, это такая гипотеза, в которой разум больше не нуждается для познания мира.
Самоорганизация материи самоочевидна. Нужен огромный акт слепой веры, чтобы увидеть божественное вмешательство в утреннем превращении воды в чайнике в пар. А ничто, повторюсь, для атеиста — лишь философско-абстрактное понятие, необходимое нашему разуму для размышлений о «начале» Вселенной или об исчезновении личности. Вроде геометрической точки или математического нуля.
С помощью «ничто» (точки, нуля) мир, законы материи прекрасно объясняются. При помощи Бога и религии — нет. Больше нет (когда-то это был необходимый этап развития разума). Удел всякого чуда — быть научно описанным).
***
Электрический свет после выключения лампочки в комнате не сохраняется. Смерть — выключатель мозга. Всё гаснет. Верующим вообще полезно заглянуть в свою Книгу и послушать, что ваш Господь говорит по этому поводу (Лев.17:14): «Душа всякого тела есть кровь его, она душа его». Нет крови — нет души. Христианство обещает воскресение тела, а не бессмертие какой-то души. Тоже соображает, что первично.
Христианство подцепило «душу» из античной философии, т. е. из язычества.
А «вдуновение» — это человеческое описание процесса сотворения человека, как его понимали полудикие племена скотоводов Ближнего Востока. Выведение души из ада — это чисто символический процесс, поэтический образ.
Душа — в крови, вот что думали древние евреи по поводу «бессмертия души». Пока жив человек, пока в нем циркулирует кровь — в нем есть душа. А потом — кирдык. Полный. Иначе чудо воскресения — не чудо. Вот что есть изначальное христианство, вот в чем его «безумие перед миром»: воскресение после полного уничтожения. Ну, а потом начитались древних философов — и пошло-поехало: душа без тела после смерти где-то порхает… Тут уже никакого особенного чуда: раз есть бессмертная основа, то одеть её снова в плоть — дело техники.
Да и смерть — не смерть уже (т.е. не полное уничтожение, не полный ужас), а так — временная неприятность.
***
Дело не в том, иллюзия религия или нет.
Дело в том, живительная ли эта иллюзия? Уже нет.