Найти в Дзене
МИР (Море История Россия)

О количестве танков в Польском блицкриге. Технический и гуманитарный подход к вопросу.

От автора.

Цель данной работы не дать подробную информацию о польской компании, а, лишь показать, что «копать» ее нужно заново, и очень-очень внимательно (ну, если кому-то нужно знать правду). Очень много недостоверной, искаженной информации.

Требования к историку, который занимается новой и новейшей историей, очень высоки. Он должен быть человеком очень многогранно образованным, владеющим математическим аппаратом, способным к всестороннему анализу ситуации, в том числе и с использованием статистического анализа. Историк, который занимается новейшей военной историей, просто обязан быть технарем. В противном случае, он останется обычным «переписывателем ссылочек», подсобным чернорабочим идеологов. Но, история, это наука. И она должна остаться наукой.

Приведу простой пример. Нашествие Германию на Польшу, и поединок Вермахта и Войска Польского. Идеологический, подход:

«А, вот в Википедии написано, что в боях участвовало 3,7 тыс. танков и 4,4 тыс. самолетов!».

И в нашем воображении танковые армады тяжелых, бронированных танков попирают бедную, беззащитную Польшу. В отчаянии польская кавалерия рубит немецкую броню, которую не берут снаряды польских противотанковых пушек…

Ответ грамотного историка: «Вранье!» Пусть некультурно, зато, правда. Но, чтобы сказать это емкое слово, нужны знания, нужен анализ, нужен кропотливый труд (а, трудиться у нас люди не любят).

Хотя, можно поступить просто. Википедия, естественно, это не источник (от слова совсем), но в ней, иногда, добросовестные люди выкладывают добросовестно собранную информацию (Далеко не всегда она добросовестная! Нужно всегда ее проверять!). Используем ее, просто как иллюстрацию. Так вот, в той же Википедии можно найти количество танков, выпущенных немецкой промышленностью. И вычислить, сколько танков было выпущено всего.

Можно получить данные о захваченной бронетехнике (например, в Чехословакии), а, потом все сложить. И… уже не получится 3,7 тыс. танков. Даже если мы просуммируем прототипы, экспериментальные образцы, проигнорируем потери в Испании. Все равно, не сходится. Чуть-чуть, но не сойдется. Это может сделать историк даже без спецподготовки. Нет, ну, можно конечно посчитать сюда «трактора», мостоукладчики, спецтехнику, но, скажите, а, что мы считаем? Промышленный потенциал? Тогда все верно, но, нужен дальнейший анализ производственных мощностей. Или, может, мы считаем реальные боевые машины, участвовавшие во вторжении? Тогда вопрос иной. Далеко не все, что выпущено, это танки. И, далеко не все, что выпущено, это мощные неуязвимые машины. Более того, несмотря на одинаковый индекс (например, Pz.Kpfw.I) это могут быть совершенно разные боевые машины. Танки, образца 1941 года, очень сильно отличаются от танков, использовавшихся в 1939-м. А, вот, дальше идет работа историка-технаря.

Анализ техники.

Даю очень грубо, не вдаваясь в детали. Все это можно посмотреть в сети. Показываю только общий принцип (если где-то ошибся в мелких деталях, не ругайте). Итак:

-2

Pz.Kpfw.I ранних модификаций (Ausf.А, Ausf.В). Двухместная машина, с потивопульным бронированием (6-13мм), вооруженная спаренной пулеметной установкой калибром 7,92мм. Модификация А имела 57-сильный двигатель воздушного охлаждения. О чем это говорит технарю? Движок ОЧЕНЬ слабый. По сути, это двигатель современной слабой легковушки. При этом, он воздушного охлаждения и достаточно нагруженный (учитывая массу танка). Ресурс двигателя мизерный, скорость на поле боя 10 км/ч. По шоссе 20-30км/ч.

Модификация B отличалась только более мощным шестициллинровым 100-сильны двигателем жидкостного охлаждения «Майбах». Добавился один каток. Возросли габариты и скорость. Но, бронирование осталось то же. Обычная катаная сталь, даже не цементированная.

Всего было выпущено 1589 танков этих модификаций (1175 модификации А, остальные, модификации В). «Малый трактор Круппа», прототипы, предсерийные машины мы не берем, они в войска не поступали. Но есть нюанс. Это теория, не учитывающая Испанию, экспорт, вышедшие из строя машины в ходе аншлюса и «присоединения Судет». Практика сурова, и говорит о том, что на 1 сентября 1939 г. в боевых частях имелось 1026 боевых машин этих двух модификаций.

Насколько эффективные? Практика польской компании говорит о том, что даже бронебойные пули, выпущенные из пулемета, могли привести к повреждению танка. Pz.Kpfw.I без труда подбивались не только 37-мм противотанковыми пушками «Бофорс» wz.36, но и многочисленными лёгкими 7,92-мм противотанковыми ружьями kb ppanc wz. 35.

Почему некоторые исследователи указывают большее количество танков? Скорее всего, они включают в это число машины иных типов. Какие?

Leichter (Funk) Panzerwagen(«лёгкая ради́йная бронемашина») — командирская машина без вооружения, на шасси Pz.Kpfw.I Ausf.A. Создана в 1935 году в качестве машины для командиров вооружённых Pz.Kpfw.I подразделений. Но их было совсем мало.

-3

Kleiner Panzerbefehlswagen(Kl.Pz.Bf.Wg. — «малая командирская машина»), Sd.Kfz.265 — командирская машина на шасси Pz.Kpfw.I Ausf.B. Создана в 1935 году как улучшенная версия Leichte (Funk) Panzerwagen. Отличалась изменённой броневой надстройкой увеличенной высоты, позволившей разместить в ней третьего члена экипажа. Практически все они поступили в войска. Некоторые машины этого класса (5-я и 7-я серия) имели пулемет, установленный в лобовом листе. Всего было выпущено 184 командирских машины.

-4

Umsetz-Fahrzeuge Всего было выпущено 147 транспортных средств этого типа. Без башни, вооружения и кранового оборудования их масса составляла 4,0 т. В экипаж, помимо командира и водителя, входили несколько ремонтников. В сентябре 1939 года 51 танк переделали в транспортеры боеприпасов Mun Schl. Башню сняли, а отверстие под нее закрыли броневым листом.

-5

Schulfahrzeuge (учебные машины) Всего их было построено 295 машин. Многие авторы включают учебные танковые части в армию вторжения. Зачем? Учебные машины вооружения не имели, он не принимали участия в боевых действиях. Единственное их назначение - обучение вождению боевых машин.

Таким образом, мы имеем две цифры «теоретически» и «практически». Теоретически выпущено более 2 тысяч танковых шасси этого типа, а практически мы имеем вдвое меньше танков.

Переходим к «двойке»

-6

Pz.Kpfw.II или Sd.Kfz. 121(модификации А, В, С и, немного D). В 1936-37 году было выпущено достаточно много предсерийных танков, модификаций а1-а3, b, c. Отличие от «единички» у этих танков было только в размерах и вооружении. Вооружение 20-мм «автомат», который считался у немцем крупнокалиберным пулеметом, и 7,92-мм пулемет. А. так те же 13-мм «брони» и 40 км/ч по дороге, и 17-20 км по пересеченной местности. Всего их было выпущено 250 танков (25+25+25+100+75, соответственно). Их тоже попытались использовать в польской компании но, ограничено (к этому мы еще вернемся).

В серию этот танк пошел только с 1938 года. В 1938-м было выпущено 128 машин модификации А, 384 машины модификации В. Отличия от предсерийных машин совсем небольшие. Основное различие в том, что броня стала толще на 1,5-мм (т.е. 14,5-мм). Отличие несущественное, т.к. танк пробивался и 37-мм противотанковой пушкой, а, с небольшой дистанции и ПТР. Чуть серьезнее была модификация С, которая имела лобовое бронирование до 34,5 мм. Однако, при этом борта оставались той же толщины. В 1938-м было выпущено 150 танков модификации С. Всего, 662 танка. В 1939-м, до августа выпустили еще 234 танка (190 в модификации С и 44 в модификации D). Модификация D отличалась тем, что ее лобовая броня «похудела» до 30 мм, зато на машину поставили 180-сильный двигатель, создав «скоростную» модификацию (до 55 км/ч по шоссе). Суммарно, получается 896 танков. (и еще 250 предсерийных). В сумме, чуть более тысячи.

-7

Pz.Kpfw.III, он же Sd.Kfz. 141

В отличие от единички и двойки, которые, по сути были «бронированной кавалерией» с пулеметным вооружением, тройка должна была представлять полноценный боевой танк, вооружённый 37-мм пушкой, предназначенной в основном для борьбы с другой бронетехникой Сначала выпустили 25 предсерийных машин, на которых отрабатывались технические решения. Потом пошли серийные машины А, В, С. Это был уже танк с солидным вооружением, но их было совсем мало. В 1937-м выпустили 23 танка, в 1938-м – 38. Все эти машины были фактически предсерийными. Серия должна была начаться с модификации D. В 1939-м планировали выпустить 1250 машин, но… к августу 39-го в готовности были лишь 30 машин. Суммарно, получается около 100 танков. Насколько он был лучше защищен по сравнению с двойкой? Увы, эти модификации имели броню, толщиной, аж… 15мм. Причем «вкруговую» Крыша и днище были 10-мм. 37-мм пушка такую броню брала. Только с модификации Е на танк стали ставить 30-мм броню. Но к сентябрю 1939 года такой танк был 1 (один). Выпуск этих танков начался в сентябре 1939 года. Вооружение 1 × 37-мм KwK36 и три пулемета MG-34.

Помимо этого на этой базе выпускались командирские танки «Ну, и что, это же тоже танки!». Да, вот как бы, не совсем. Первые Pz.Bef.Wg. (Panzerbefehlswagen) стали сдавать только летом 1938 года, а закончили вообще мартом 1939 года. К 1 сентября 1939 года в войсках находилось всего 32 командирских танка на базе Pz.Kpfw.III. Но…

Вместо пушки и пулемета, устанавливаемых в башне, у этого «танка» был столик для карт, его единственным вооружением был 7,92 пулемет в лобовом листе. Бронирование этой боевой машины было толщиной всего 15мм. Это танк, или бронированная штабная машина? Были еще «четверки»

-8

PzKpfw.IV

Первые несколько Pz.Kpfw.IV «нулевой» серии были изготовлены в 1936—1937 на заводе «Крупп» в Эссене. Серийный же выпуск первой серии, 1.Serie/B.W.[8], был начат в октябре 1937 года на заводе «Крупп-Грузон» в Магдебурге. Всего по март 1938 года было выпущено 35 танков этой модификации, обозначавшейся как Panzerkampfwagen IV Ausführung A (Ausf.A — «модель А»). По единой системе обозначений германской бронетехники танк получил индекс Sd.Kfz.161. Танки Ausf.A во многом всё ещё являлись предсерийными машинами и несли противопульное бронирование толщиной 15—20 мм.

Серию В составили 42 танка, выпущенных в 1938 год. Отличие от предсерийного А только в более мощном двигателе, и в том, что лобовое бронирование увеличилось до 30мм.

Серия С имела незначительные отличия от серии В. За декабрь 1938 года выпустили 38 танков, в 1939 году выпустили 102 танка этой модификации. Суммируем? Получаем 217 машин, из которых 35 предсерийные машины со слабым бронированием.

После оккупации Чехии и Словакии 15 марта 1939 года немцам досталось 245 танков LT vz.35. Это приличная машина с 25-мм лобовым бронированием (остальной корпус 15-мм). Танки был оснащен 37-мм пушкой «Шкода» А-7 с длиной ствола в 42 калибра и двумя 7,92-мм пулеметами vz.37. Боекомплект состоял из 72 выстрелов и 2700 патронов. Пушка могла с 500 метров вертикального воздействия снаряда пробить броню толщиной 38 мм. О танке LT vz.38 мы пока не говорим, он принять участия в польской операции не смог.

Были и другие трофеи, но они были не совсем танками, и мы поговорим о них чуть позже, когда будем рассматривать структуру бронетанковых частей.

-9

Таким образом, даже если мы включим все произведенные Германией танки и ее трофеи, 3,7 тыс. мы не наберем. Теоретически, мы получаем около 2,5 – 2,6 тыс. танков. Теоретически, потому, что далеко не все машины были исправны. Но и это много.

Важно другое: из этого огромного количества танков, менее 500 имеют приличное бронирование в 25-30 мм лобовой брони, которую 37-мм пушка пробивает только с ближней дистанции. Но, это лобовая броня. Борт легко уязвим даже для орудий малого калибра. То же можно сказать и по вооружению. Даже если считать 20-мм автомат пушкой, то, все равно, более половины танков были пулеметными.

-10
-11
-12
-13
-14

Да, войско Польское имело на 1 сентября 1939 года в польских бронетанковых войсках (Вгоп Pancerna) 219 танкеток ТК-3, 13 — TKF, 169 — TKS, 120 танков 7ТР, 45 — R35, 34 — Vickers Е, 45 — FT17, но это не принципиально. Все дело в том, что танк – это оружие наступления или контратак. Тупо сравнивать количество танков? Такое сравнение смысла не имеет. Много ли было боев, когда танки сходились в поединке с танками? А, к примеру, сошлись танкетки и немецкие пулеметные танки. И, что?

Чтобы понять возможности обороны против танков, нужно смотреть насыщенность обороны противотанковыми средствами (простите за тавтологию). Если этих средств в польской армии было недостаточно, тогда есть вопросы к правительству Польши. Как оно обеспечивало обороноспособность страны?

Поляки имели хорошо оборудованную линию обороны, с дотами, заграждениями, окопами, которой просто не смогли воспользоваться. Почему? Здесь дело не количестве танков, а в организации.

Давайте посмотрим организационную структуру немецких бронетанковых сил. Кроме того, если мы начнем рассматривать организационную структуру немецких бронетанковых войск, выяснится много любопытных вещей. В том числе и по количеству танков.