Глава Ассоциации газовых трейдеров Украины сообщил, что Украина должна покупать газ из ЕС, если его не хватает из-за перенаправления транзита на «Северный поток 2», а не покупать объемы напрямую у России, даже если данный вариант более дорогостоящий.
Ожидаемое завершение строительства российского газопровода через Балтийское море в Германию может создать дефицит газа в размере 10-46 миллиардов кубических метров в год, как только исторический транзит газа будет перенаправлен от Украины - или даже больше в случае пика потребления.
Дефицит может быть вызван ограничением пропускной способности на маршруте, поскольку потоки будут направлены из Германии в Центрально-Восточную Европу, а также возможной нехваткой поставок, поскольку «Газпром» уже заключил контракты с европейскими потребителями и может не отгружать объёмы в Украину.
Это означает, что Украина может оказаться в особенно трудном положении, поскольку она будет искать источники поставок на узком рынке ЦВЕ.
Альтернативой была бы покупка газа напрямую из России.
Тем не менее, Андрей Мызовец, председатель Ассоциации газовых трейдеров Украины, сказал, что такой вариант никогда не будет рассматриваться, поскольку Украина потеряла более 10 тысяч человек и более 20 тысяч были ранены в конфликте с Россией с 2014 года.
«Я на 1000% уверен, что мы не должны покупать газ в России, даже если бы нам пришлось платить дважды за газ, поставляемый на европейские рынки», - сказал Мызовец, признав, что цены на европейских хабах в настоящее время находятся на рекордно высоком уровне, превышающем 50,00 евро / МВтч.
Украина прекратила прямые поставки из России в 2015 году, вскоре после конфликта на Донбассе и аннексии Крыма Россией, решив вместо этого покупать газ у соседних европейских рынков.
Однако в условиях надвигающегося регионального дефицита и стагнации внутреннего производства страна сталкивается с серьезными краткосрочными и долгосрочными проблемами, сказал Мызовец.
Зима близко
Первое испытание будет этой зимой. Действующий украинский оператор добычи и хранения «Нафтогаз» заявил, что имеются запасы в 20 млрд куб. метров к началу отопительного сезона.
Однако, по словам Мызовца, от 5 до 6 млрд кубометров являются техническими объемами, которые необходимо будет хранить на складе, в то время как оставшийся газ принадлежит не только Нафтогазу.
«Вопрос в том, что будут делать эти [частные] компании? Будут ли они продавать газ, хранящийся в режиме таможенного склада, на местном рынке или будут реэкспортировать его на европейские рынки? » Было отмечено, что необходимо закачивать больше газа в хранилища.
В настоящее время на хранении находится 18,2 млрд куб. метров, из которых 3,3 млрд куб. м пребывают на таможенных складах компаний-нерезидентов. Этот режим позволяет компаниям хранить импортированный газ без таможенного оформления в течение трёх лет.
Мызовец сказал, что оператор газотранспортной системы Украины должен работать вместе с распределительными компаниями для тестирования инфраструктуры на случай перебоев в транспортировке.
«Важная часть наших промышленных потребителей находится в южном и юго-восточном [Черноморском] регионах.»
«Получат ли эти компании газ в случае прекращения транзита? ГТС и распределительные компании должны работать по таким сценариям, которые вполне реальны».
Мызовец сказал, что первостепенное значение имеет тестирование и оптимизация инфраструктуры, чтобы все клиенты имели доступ к поставкам после изменения маршрута транзита.
Увеличение производства
В долгосрочной перспективе Украина должна работать над увеличением внутреннего производства, а также стремиться обеспечить безопасность грузов СПГ через Польшу и Хорватию и импортировать его в виде газа через системы транспортировки Польши и Венгрии.
Однако он отметил, что до тех пор, пока Украина будет продолжать субсидировать цены для населения и отопительных компаний, она не сможет инвестировать деньги в проекты по разведке и добыче.
Украина обладает одними из крупнейших в Европе запасов нефти и газа, но в последние годы местная добыча остановилась на уровне около 20 миллиардов кубометров в год.
Тарифы для населения и отопительных компаний были ограничены до 9000 гривен (UAH) за тысячу кубометров (26,65 евро за МВтч) до мая 2022 года, хотя сейчас спотовые цены более чем вдвое превышают эту величину.
«Как можно инвестировать в производство, если объемы, проданные конечным потребителям, не окупаются? Правительство должно предоставлять льготы только уязвимым потребителям. Неправильно субсидировать цены домохозяйствам, которые могут себе это позволить.
«Субсидии убивают нашу добычу газа», - добавил он.
Мызовец сказал, что Украина должна продолжить реформирование своего рынка как гарантию привлечения столь необходимых инвестиций.
Определённость
Однако он признал, что провести реформу будет очень сложно, потому что нет уверенности ни в долгосрочном, ни даже краткосрочном направлении развития рынка.
«Как мы можем обсуждать реальные рынки, если мы даже не знаем, куда мы направимся в следующие несколько месяцев? Как трейдеры мы готовы действовать в кратчайшие сроки, но это не относится к операторам ГТС или производителям [которым требуются долгосрочные контракты] ».
Мызовец предупредил, что текущий рекордный скачок цен на наз европейских хранилищ, а также изменение маршрута украинского транзита на «Северный поток-2» создадут проблемы не только для Украины, но и для Германии как получателя объёмов «Северного потока-2» и Европы в целом.
Взгляд со стороны
Однако это всё звучит знакомой песней для многих людей. Вместо того, чтобы предпринимать определённые действия, устраняющие дефицит газа в стране, в разговорах очередной раз упоминается российский газ и о том, как немцы могут вверять поставки газа поставщикам РФ. Тем временем, Германия уже заключила все необходимые договора с российскими производителями, чтобы стать газовым центром Европы. Украине всё ещё не хватает времени для диверсификации газовой политики. Говорить о нехватке инвестиций из-за субсидий на газ довольно опрометчиво.