Найти тему

Нужен ли ребенку детский сад?

Я не сразу решила для себя этот вопрос.

Пока была возможность и желание, мы с сыном были дома, гуляли в парках, ходили в театр, на развивающие занятия (а их было довольно много – спорт, танцы, грамматика и математика). Ребенку нравился такой режим, он с удовольствием шел на занятия, тем более там сформировалась «тусовка» друзей и мам, и вместе с занятиями все еще и удачно социализировались.

Впервые я задумалась о детском садике когда старшему было 3,5 года и родился второй сын. Я подумала, что так мне будет легче справляться с обоими и я смогу больше внимания уделять младшему.

Мы обсудили это решение с мужем, я готовила сына морально, рассказывала, как ему весело будем с ребятами, новые игрушки и прочие радости. Я честно надеялась, что ребенок будет рад, т.к. был удачный опыт ГПК, куда он ходил 3 раза в неделю на 3 часа с большим удовольствием.

И вот мы собрали все справки, оформили медкарту и пошли в сад. Первая неделя прошла на «ура», ребенку все нравилось, хотя в силу логопедической специфики садика не все дети там говорили хорошо, а моему было важно общение.

Но радость наша длилась недолго. Уже на второй неделе сын начал капризничать и отказывался идти в сад. Мы оставляли его на день дома, но на следующий день все продолжилось. Я пыталась выяснить причину, что же случилось, спрашивала у ребенка, у воспитателя. Единственным негативом было некорректное поведение логопеда, которая назвала сына «попугайчиком, который все повторяет» (отдельный вопрос к квалификации данного специалиста) и его это задело. С логопедом мы пообщались, все обсудили. Инцидент может и не самый приятный, но в конечном счете не слишком критичный.

На второй неделе пребывания начались уже истерики перед выходом из дома в сад. Муж перед работой отводил, но оставить его там было непросто. Он рыдал и сопротивлялся. Потом заболел на 2 недели, после болезни мы еще недельку походили с истериками, и на этом с садиком завязали.

Была ли это проблема сада и воспитателей, или проблема того, что он еще был слишком мал и не созрел для отделения от семьи, или надо было «пережить» этот кризис первых недель сада? Сейчас сложно сказать, но тот опыт был явно не удачный. Тогда хождение в садик ничего полезного сыну не принесло бы ни в плане образования и социализации, ни в плане здоровья, т.к. болеют там постоянно, а когда у ребенка стресс, то еще чаще.

Мы продолжили ходить на разные кружки, гулять в парке, развиваться дома и все были счастливы, хотя для меня это было и большей нагрузкой. С другой стороны, морально мне так было легче и была возможность высыпаться с младшим когда получится, т.к. от режима сада мы уже не зависели.

Во второй раз мы пошли в сад уже в 5,5 лет. И эффект был уже совершенно другой. Ребенок уже был готов влиться в систему, ему было интересно найти друзей и играть с детьми в саду. Иногда он даже просил забрать попозже, чтобы поиграть подольше. Хотя и сейчас он иногда устает от сада и просит оставить его дома. Но никаких истерик и протестов уже нет. Ребенок созрел для новой жизни.

Какие выводы я из этого сделала: для всего есть свое время. И ребенок очень хорошо дает понять чутким родителям, на что он готов, а на что – нет. Надо только внимательнее прислушиваться к своим детям и по возможности следовать их просьбам.

Если есть возможность у родителей не отводить ребенка в сад когда он не хочет или еще мал – то точно не стоит. Ни о  какой полезной социализации и получении новых навыков в стрессе говорить не приходится. Если ребенку еще рано отделяться от мамы, тогда мама – лучший друг и помощник в развитии. Позаниматься 20 минут на образовательную тему всегда можно найти время, и помочь ребенку наладить контакт с другими малышами во дворе и песочнице – лучший способ мягко социализироваться.

А вот для детей постарше детский сад может быть уже очень актуальным. В возрасте около 5 лет ребенок уже не так сильно нуждается в маме, а вот потребность общения с ровесниками резко растет. И если воспитатели будут адекватные, и не будет давления (как морального, так и физического – да, такое тоже бывает), ребенок будет с радостью ходить в садик.