Найти тему

«Черный квадрат» Малевича может оказаться плагиатом

Одна из самых известных картин Казимира Малевича – «Черный квадрат» – была написана в 1915 году. Работа вызвала широкий общественный резонанс и стала не просто достоянием мировой культуры, но открыла собой новую веху в развитии живописи, став первым экземпляром популярного в то время, модернистского течения – супрематизма. Сейчас доподлинно известно, что картину Казимира Малевича не стоит считать единственной в таком роде. Оказывается, до него было немало попыток изобразить на художественном холсте черные многоугольники.

«Черный квадрат» Малевича может оказаться плагиатом
«Черный квадрат» Малевича может оказаться плагиатом

Казимир Малевич на своей картине оставил таинственную надпись, которую на протяжении многих десятилетий никак не удавалось расшифровать. Благодаря современным технологиям это все-таки было сделано. Нанесенная рукой мастера надпись передает суть изображенного на картине: «Битва негров в темной пещере».

Удивительно, но почти именно такой фразой сопроводил свою шуточную картину французский поэт Поль Бийо. На его работе 1882 года было запечатлено аналогичное послание: «Драка негров в подвале». Спустя 11 лет похожая надпись появилась на картине еще одного француза – журналиста Альфонса Алле. Он тоже презентовал эксцентричный черный прямоугольник и придумал для него весьма подходящее название – «Драка негров в пещере глубокой ночью».

Несмотря на то, что подписи у картин имеют схожий смысл, Малевич утверждал, что не имел знакомства с авторами других работ. Впрочем, некоторые исследователи истории русской живописи не склонны ему верить. Иначе как можно объяснить такое удивительное сходство?

После появления на свет «Черного квадрата» Казимира Севериновича француз Альфонс Алле признался, что не он первый придумал использовать подобные образы в своем художественном творчестве. Якобы он вдохновился трудами своего коллеги Поля Бийо. Было бы справедливо сказать, что тогда «отцами супрематизма» стоит считать именно французов. Но это не совсем так.

-2

История знает и другие примеры, в которых фигурировали черные прямоугольники. Например, в XVI-XVII веках английский философ и аптекарь Роберт Фладд написал нечто похожее. Позже его попытку изобразить черный прямоугольник повторили французский автор гравюр Гюстав Доре и его соплеменник, последователь карикатурного жанра в живописи художник Берталь.

Отличие «Черного квадрата» Малевича состоит только в идейном наполнении картины. Если Бийо и Алле создавали свои работы исключительно как пародии, то Казимир Северинович наделял свое творение манифестным звучанием, открывшим новое течение в живописи. Именно поэтому его «Черный квадрат» имеет столь высокую художественную ценность и значимость для всей мировой культуры.