Как начинаются семейные истории? Будущих супругов знакомят друзья; кто-то рассказывает о красивом романе, полном шекспировских страстей; в последние годы люди находятся на просторах Интернета. А если отношения зародились... под куполом парашюта? Семья Николая и Марии Новиковых — как раз такая.
Мария. Первый прыжок мне не понравился
В тот день молодой инструктор-парашютист Николай «догуливал» больничный и находиться в здании аэроклуба не должен был. Но почему-то пришёл. К нему и попала мечтавшая о небе Мария: девушка пришла записываться на подготовку к прыжкам. Изначально отношения будущих супругов развивались по сценарию «инструктор-студентка».
- На самом деле, в тот раз я пришла повторно. Где-то за пару недель до нашей встречи я уже была в аэроклубе. Узнала, что занятия проходят каждый день. А я работала фельдшером, сутки через трое, и, понятно, не могла подстроиться под график обучения, - вспоминает Мария Новикова.
Впервые о прыжке с парашютом она задумалась лет в 16. Небо манило девушку, но родители восторга дочери не разделяли. Мечта была отложена и, казалось, в суете учебных, а потом и рабочих будней забыта. Мария вспоминает: знакомый, служивший в автоинспекции, рассказал о своём прыжковом опыте. Путь был один — в Тамбовский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ России.
Николай предложил индивидуальные занятия по удобному графику. Уделял особое внимание отработке действий в воздухе. Мария замечает: от тренировок в подвесной системе всё тело было в синяках, а своего инструктора она временами начинала ненавидеть. Но зачёт девушка сдала без проблем, а когда пришло время совершить первый прыжок, о себе дала знать безупречная подготовка.
- И всё же, как ни странно, первый прыжок мне не понравился. Ожидаемого восторга не было. К тому же день выдался очень жарким, а нести после приземления парашют обратно на старт по высокой траве — то ещё удовольствие. Но... Поздравив меня с парашютным дебютом, Николай сообщил, что записал меня на дальнейшие занятия, уже по спортивной программе, - рассказывает Мария.
Николай. География прыжков — вся страна
В аэроклуб Николай пришёл в 15 лет. К гулу самолётов и распускающимся в небе куполам парашютов он привык с детства: жили рядом с аэродромом. На инструкторов — лётчиков и парашютистов старой ДОСААФовской школы — он смотрел с нескрываемым восторгом.
Перед первым прыжком — курс теоретических занятий и тренировок. Отработка действий в подвесной системе и на тросовой горке. Занимались в то время бесплатно, но помимо справки о состоянии здоровья требовались документы с места работы или учёбы. А ребятам младше 18 лет для совершения прыжков нужно было разрешение родителей.
- Справка из школы — интересный документ. Инструктор не допускал нас до прыжков, если были плохие оценки. Так что мне пришлось тогда «подчистить хвосты», исправив «тройки», - рассказывает Николай Новиков.
Говоря про первый парашютный прыжок, он вспоминает: накануне волновался, уснул только с рассветом. А подъём — уже в 4:30, первый взлёт в 6 часов.
- Это был май 1994-го года. Всего в тот день на прыжковой смене прошло 20 взлётов, и мне довелось прыгать в 20-м! По первому прыжку я ничего не понял и решил идти дальше. Окончательно втянулся в парашютный спорт, когда почувствовал свободное падение и набегающий поток воздуха, - говорит Николай.
Сегодня Николай Новиков — инструктор парашютно-десантной подготовки, на его счету не одна сотня прыжков с разными типами парашютов с высот от 100 до 4000 метров и первый разряд по парашютному спорту. Николай замечает: география его прыжков простирается по всей стране: от Калуги до Хабаровска, от Майкопа до Тикси. Больше 20 лет он тренирует начинающих спортсменов-парашютистов и немного завидует им, вспоминая, как сам когда-то сделал первый шаг в открытое небо.
Семья. Безоблачными отношения не были
Ещё один важный шаг они сделали уже вместе с Марией. Не рассказывая обо всех перипетиях непростого, длиной в несколько лет, романа, уточняют: поженились в 2011 году. На тот момент оба уже не представляли жизни без прыжков, тем более, что и служба была тесно связана с парашютным спортом. Николай — инструктор-парашютист, Мария — медработник на прыжковых сменах.
- Со стороны это выглядит странно. Когда большинство нормальных людей в выходной день хотят отоспаться, мы встаём затемно — прыжки начинаются в 6 утра, и закончиться смена может ближе к вечеру, — говорит Мария.
Вскоре у молодых супругов родился сын Саша. Мария, вспоминая первые годы совместной жизни, замечает:
Безоблачными наши отношения не были. И ссорились, и даже развестись хотели. Настоящую проверку на прочность брак прошёл, когда Коля получил серьёзную травму...
Падение с высоты. Раздробленные кости, операции, долгие месяцы лечения и реабилитации в клиниках Тамбова и Санкт-Петербурга. Сыну был почти год. Мария вспоминает: когда Саша начал делать первые шаги, Николай тоже учился ходить заново.
- После того как встал на ноги, муж признался, что моя поддержка ему помогла не меньше, чем старания врачей. Хотя в тот период нас поддерживали многие друзья и соратники по аэроклубу. Настоящее парашютное братство. И я говорю не только о финансовой поддержке. Помогали в больнице, дома, а позже и на первых «самостоятельных» прогулках, - говорит Мария Новикова.
...За 10 лет семья Новиковых стала ещё больше. У Марии и Николая родился младший сын, Серёжа. Мальчишки с малых лет часто бывают на аэродроме. Наблюдая за летящими самолётами и раскрывающимися в небе куполами, они, как и родители, мечтают о небе. А родители говорят, что, если ребята захотят когда-нибудь совершить прыжки с парашютом, они препятствовать не будут. Но за подготовкой проследят лично. Чтобы встреча с небом приносила только радость.
- У нас нет какого-то особенного секрета семейного счастья. Просто со временем мы научились слышать друг друга. Проблемы есть в каждой семье. Важно слушать и понимать друг друга. Это не сложнее прыжка с парашютом, - говорят Мария и Николай Новиковы.
Юлия Новикова
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Притамбовье»