На данный момент работа курьера популярна, востребована и нужна, но что нас ожидает в будущем? Большинство людей сходится во мнении, что в недалеком будущем дроны смогут заменить людей в этой сфере, так как уже сейчас по всему миру беспилотника используются в разных областях, от индустрии развлечения до горнодобывающей промышленности. Но всё ли так однозначно, с этим стоит разобраться.
Как работает доставка дроном?
Человек совершает заказ через сайт или приложение. Информация поступает на компьютер оператора. На складе происходит комплектование, и товар крепится к дрону-доставщику. Далее включается питание, и квадрокоптер подключается к базе данных сети доставки компании. Затем, беспилотник автоматически генерирует маршрут с учетом следующих пунктов:
- Местность (преграды и т.д.)
- Воздушное пространство (анализ того, нет ли рядом или на его маршруте других летательных аппаратов)
- Плотность населения (дроны избегают полёты над густонаселенными участками)
- Погодные условия.
После того как маршрут построен, аппарат взлетает, следует к пункту назначения. По прибытию спускается на землю, автоматически открепляет посылку и возвращается на базу.
Конечно, еще рано говорить, о полной замене людей в сфере доставки на роботов, несмотря на то, что данный вопрос обсуждается в бизнес кругах, а технологические компании активно работают в этом направлении. Всё же ещё слишком много проблем и аспектов, которые надо учесть при проектировании и программировании дронов, чего стоит только человеческий фактор — будет обидно, если вы заказали пиццу, а её украдёт недоброжелатель на улице. Но это только верхушка айсберга, в каждом крупном городе огромное количество светофоров, узких улочек, высоких поребриков или других препятствий для наземных дронов. Такие же препятствия есть и для воздушных аппаратов, в виде линий электроснабжения. Но есть и более важные ограничения - это законные. В России, как и во многих других странах, надо регистрировать дроны и квадрокоптеры, как беспилотный летательный аппарат, а так же существуют бесполетные зоны. Такие ограничения со стороны государства могут сильно помешать компаниям, развивать подобные способы доставки.
Доставка дроными имеет много плюсов и минусов и спорить о них можно долго, но мы попытаемся выделить самые важные из них.
К плюсам можно отнести:
- Быстрая скорость доставки
- Естественные препятствия и сложность рельефа не является проблемой (для коптеров-доставщиков)
- Доставка в труднодоступные места
- Экологичнее нежели курьеры на автомобилях, скутерах и т.д.
К минусам можно отнести:
- Небольшая автономность работы (от 30 минут до 1 часа, в зависимости от нагрузки)
- Отсутствие точек приема заказов для простых граждан
- Человеческий фактор. Не каждый будет готов к тому, чтобы над ним летали постоянно дроны. Плюс проблема сохранности посылки
- Юридические ограничения
- Неприспособленность к плохим погодным условиям
Но несмотря на все минусы, многие компании вкладывают деньги в развитие этого направления. Например дочерняя компания Amazon Amazon Prime Air с 2013 года ведёт разработки собственных октокоптеров (беспилотник с восемью моторами), постоянно модернизируя и улучшая их, а в 2020 году уже начали использовать коптеры для доставки в некоторых районах Америки.
Немецкая компания Deutsche Post DHL ещё в 2016 году завершила свои трехмесячные испытания доставки с использованием специально спроектированного дрона Parcelcopter. Весь процесс происходил в баварском городе Райт-им-Винкль, всего за время эксперимента было совершено 130 удачных вылетов. Дроны подвергались сильнейшим стресс-тестам: плохие погодные условия, навигация в трудно различимой местности, посылки с большим грузом и полеты на большие расстояния. Как итог, компания осталась довольна результатом и активно развивает технологии по сей день, уже сейчас их штат насчитывает 340 000 сотрудников и является лидером в своём сегменте.
Во время конференции IForum, компания «Новая почта» представила работающий прототип собственного дрона-почтальона. И обещала, что в скором будущем он уже должен начать доставлять посылки.
Ну и конечно нельзя не сказать о Яндексе с их «Яндекс.ровером». Ещё в 2019 году компания представила своего дрона-доставщика и в рамках тестирования он перевозил документы от кабинета к кабинету. Испытания прошли успешно и разработчики продолжили развивать проект. На данный момент дрон доставил уже более 2000 заказов. По заявлению компании их робот адаптирован к российским погодным реалиям и надежно защищен от злоумышленников большим количеством датчиков и камер, да и вес аппарата довольно внушительный.
Можно заметить, что огромное количество компаний по всему миру готовы вкладывать деньги в развитие беспилотников и умных машин, чего стоит только китайские компании которые заявляют, что уже в следующем году готовы заменить большую часть своих сотрудников на роботов и дронов.
Естественно сразу возникает вопрос, если технологии так хорошо развиты и есть спрос, почему до сих пор доставляют люди? Для этого есть множество причин, но основная это юридическая сторона вопроса. Во многих странах по сей день нет законов и общего свода правил для коммерческих беспилотных летательных аппаратов. Сейчас доставки дронами возможны только в рамках научно-практической деятельности.