В Яндекс еде и Delivery club есть возможность составлять удобный график работы. По крайней мере, работодатели обещают это на главных страницах, посвященных трудоустройству. В социальных сетях и на общедоступных форумах некоторые люди, имевшие опыт работы в Яндекс.Еде или Delivery Club, говорят, что у них действительно были широкие возможности в выборе рабочих дней и выходных. Только один день в неделе назначают плановой сменой. Чаще всего это суббота — самый загруженный день.
Также доставщики рассказывают, что вышестоящие могут в одностороннем порядке изменять график. Например, поставить смену в выходной, о чем работники узнаю только за два часа до выхода. В таких случаях опытные курьеры рекомендуют выйти на 3-4 часа, выполнить заказы на 600-1000 рублей и преждевременно закрыть смену, оплатив штраф всего в 600 рублей, вместо 1500 за невыход на смену.
В Яндексе система несколько иная. Доступ к выбору слотов появляется в первые три дня недели. Для велокурьеров, о преимуществах и привилегиях которых говорят еще на этапе трудоустройства, открывается этот доступ на 30 минут раньше. За полчаса все удобные смены обычно разбирают, и пешим работникам достается небольшой выбор. К слову, еще одна привилегия велокурьеров — им отводится больше времени на доставку, потому что в их случае не учитывается транспорт (автобусы, маршрутки и т.д.). Также у них есть приоритет в заказах. Это выражается в том, что в ресторане пакет с едой ему выдадут раньше, чем пешему.
Что касается выходных, “желтым” сразу говорят, что крайне нежелательно пропускать больше трех дней. По истечении этого срока курьер зарабатывает статус “потерян”, если не выходит на слоты слишком долго - могут заблокировать и поставить статус “неактивен”. Вернуть себе прежний статус можно, но для этого придется ехать в офис и заполнять различные бумаги, писать объяснительные и ждать, пока запрос обработается и по нему будет принято решение. Занятие крайне муторное.
Минимальная смена длится 4 часа. После несчастного случая в 2019 году, когда во время работы молодой курьер умер от сердечного приступа, вызванного переработкой, Яндекс.Еда ограничила максимально возможный слот до 12 часов. В Delivery Club на данный момент никаких ограничений нет. Однако в обеих компаниях ввели формальные меры - медицинская помощь и бесплатные осмотры во время смен без потери заработка. Как оказалось на практике, сами работодатели не знают о таких опциях, что уж говорить об их реализации.
За час работы доставщик получает фиксированный минимум, который отличается как в компаниях, так и в городах. К этой сумме прибавляются выплаты за получение и доставку заказа, компенсация проезда, а также за каждый преодоленный километр. Велокурьеры получают на 5 рублей больше к фиксированной ставке. Рассказывая о повышенном спросе, некоторые курьеры отмечают, что никакой надбавки у них не было. Другие, наоборот, говорят, что за каждый заказ с повышенным спросом им начислялось 75 рублей.
“Твоя финальная зарплата зависит от того, сколько ты работаешь, а так ты получаешь 35 рублей, когда получил заказ, за каждый километр до клиента от заведения — 15 рублей, и как привез заказ ещё 35 рублей.”
Степан, курьер Яндекс Еды
Отдельного рассмотрения заслуживают штрафы
Или упущенный заработок, как называют их в Яндексе. У них нигде не прописано существование штрафов, на собеседовании прямым текстом говорят, что штрафов нет, однако на деле все совершенно иначе.
Например, за не вовремя отмеченный статус заказа снимают 65 рублей; за невыход на плановую смену - минимальная зарплата, умноженная на количество часов этой смены; за опоздание в ресторан или к клиенту — 2 рубля за каждую минуту (не больше 40 рублей); за утерю инвентаря — от 3 до 5 тысяч в зависимости от города; за выход на смену не в униформе; за уход со смены раньше указанного в графике; за отключение геолокации и тому подобное.
В этом вопросе Delivery Club значительно обгоняют конкурентов, иногда выписывая штрафы за абсурдные вещи. Кстати, здесь штрафы прописаны в договоре и занимают полторы страницы, но это только верхушка айсберга.
Существует такое понятие как автоштрафы (они выписываются курьерским приложением автоматически). Например, невыход на смену или не принятый заказ. У Яндекса есть схожие. Так бездушная машина назначила автоштраф погибшему на работе курьеру, когда на следующий день он по понятным причинам не открыл слот. В работе этой несовершенной системы очень часто возникают ошибки. Еще один пример: однажды курьер получил автоштраф в размере 27 650 рублей, потому что якобы не принял заказ из McDonald’s с такой итоговой суммой. Как оказалось, клиент самостоятельно отменил заказ, но приложение оценило это как отказ курьера, выписав ему штраф.