В Волгограде состоялся традиционный форум “За бизнес”. Если в прошлом году основной темой были вызовы пандемии, то сегодня в условиях вездесущего коронавируса мы живем уже полтора года. Те, кто остался в деле, смогли приспособиться. С чем сегодня сталкиваются предприниматели? Об этом мы поговорили с нашими экспертами.
- Мы понимаем, что пандемия - это вызов, который в любом случае приходится принимать. Как правило, тяжелые испытания только закаляют людей, что мы, в общем-то, и наблюдали. Конечно же, без государственной поддержки бизнесу было бы многократно сложнее. Здесь сыграли роль не только ограничительные мероприятия, которые нужны были для санитарно-эпидемиологического благополучия. Были и объективные факторы, которые сложились в мировой экономике. Поэтому говорить об изменениях по отношению к предыдущему периоду можно только в том контексте, что бизнес стал сильнее. То, что было востребовано на рынке, в условиях конкуренции наращивает обороты. Мы видим это в цифрах, во внешнеторговом обороте региона, - сказала вице-губернатор Волгоградской области Анна Писемская.
Все регионы предложили свои меры поддержки: где-то больше, где-то меньше. В целом эти шаги сделаны с учетом реальных потребностей предприятий. В Волгоградской области для стабилизации экономики создавали рабочую группу из бизнесменов и чиновников. О непростых отношениях бизнеса и власти все знает уполномоченная по правам предпринимателей в регионе Ольга Устинова. Она считает, что можно и в нынешние времена начинать свое дело. Чтобы понять, с чем придется столкнуться, начинающему предпринимателю стоит посмотреть на своих потенциальных конкурентов и изучить их судебную практику.
- На питерском форуме прозвучала такая фраза о взаимодействии бизнеса с государством: “Вы на нас плюете, а мы вас ненавидим”. От этого нужно уходить. Власть - это сервис для бизнеса. Есть два правила успешного ведения дел: должно быть выгодно и безопасно. Так вот часто именно безопасное становится выгодным. Хотя по-прежнему есть масса вопросов к законодательству, везде хватает подводных камней, - прокомментировала Устинова.
В прошлом году около трех тысяч предпринимателей удаленно обратились за льготными займами, консультациями или гарантиями на получение кредита. С пандемией совпал всплеск активности самозанятых. В Волгоградской области их зарегистрировалось 40 тысяч. Это либо те, кто просто решил легализоваться, либо желающие попробовать себя в коммерции.
Но даже при всех ковидных ограничениях появляются новые предприятия. После нескольких лет работы в крупных компаниях этой отрасли Артем Ежов открыл семейную пекарню в октябре 2020 года. Если за обычных покупателей борьба в целом удалась, то B2B пока не очень складывается. Новому игроку на рынке пришлось столкнуться с недоверием владельцев кафетериев.
- Мы занимаемся продвижением в “Инстаграме”. Там у нас большой отклик, две тысячи подписчиков. Мы даже показываем свое производство, людям нравятся такие видео. А вот механизм “Вконтакте” не понимаю, - говорит Артем. - Продвигаем и сайт. Давали рекламу в “Яндекс”, но получилось не очень продуктивно.
Предприниматель Александр Гудошников из-за пандемии резко сменил профиль.
- Я занимался организацией мероприятий. В 2020 году, когда событийный бизнес загнулся, я задумался о других проектах, стал искать идеи. Так как я сам фанат кофе, организовал сеть кофеен самообслуживания, - рассказывает Гудошников. - Мы поставили в проходных местах кофемашины с сиропами, добавками. Все же есть новые возможности в нишах, которые раньше были невостребованы. В коронавирусную эпоху самообслуживание без контакта с продавцом безопаснее, а еще и дешевле.
После вынужденного ухода в онлайн многие оценили преимущества такого подхода. Разумеется, для многих видов бизнеса “удаленка” противопоказана. Но в целом можно не сомневаться, что будущее за гибридными формами, сочетающими непосредственный контакт с видеосвязью. Собственно, и в рекламе это заметно. До сих пор на улицах городов прохожим вручают листовки, которые, в лучшем случае, оказываются в ближайшей урне. При этом коммерсанты стараются активно продвигаться в интернете, о чем уже поведал Артем Ежов.
- В 2021 году все уходят в социальные сети. “ТикТок” считается молодой сетью, но уже есть несколько помоложе. И за ними будущее, - считает консультант в области продаж и маркетинга Александр Страхов. - Хотя есть огромное количество других инструментов, работа с соцсетями - это основное. Подумайте о том, для кого вы их ведете. Не для себя, а для людей.
Кстати, в предпринимательской среде нередко встречается такая оценка наших дней, как “вторые 90-е”. Не в плане всеобщего обнищания и разгула бандитизма, а в том смысле, что опять появляется целый спектр возможностей. 30 лет назад при смене политической и экономической формации многое приходилось создавать почти с ноля. И на этом многие сумели сколотить капиталы. Сегодня, конечно, основные ниши заняты, но технологические изменения открывают все новые и новые двери.
- Надо стремительно вносить изменения в бизнес-процессы. В прошлом году в новых реалиях пришлось отказаться от многих базовых принципов, чтобы продолжить работу. Но удалось это не всем. Если в Волгоградской области все прошло еще более-менее, то в Москве умер очень большой процент бизнеса. Сегодня не то время, когда можно создавать производство, которое просуществует 200 лет, ведь мы не знаем, что будет через десять лет, - отметил бизнес-консультант Максим Поташев. - В самой архитектуре бизнеса должна быть заложена способность быстро меняться. В прошлом году был тяжелый период, были серьезные опасения насчет покупательской способности. Те, кто сохранил свое дело, получили дополнительную закалку. Теперь они ничего не боятся. В этом ключе коронавирусная история оказалась позитивной.