Найти в Дзене
Городской Курьер

Гастролер Арзамаса-16. Типичная история 90-х

Гвоздь заорал дурниной: «Я так хочу, чтобы водка не кончалась, чтоб она за мною мчалась…» и захохотал, но не долго. У него изо рта начала капать кровь…

В тревожные и мрачные 90-е таких историй было много. Они случались в каждом городе, и в Сарове в том числе. Большинство ужасных, трагических и нелепых событий бандитских 90-х навсегда похоронены вместе с их участниками, а наша история уникальна тем, что ее удалось восстановить почти полностью.

Герой нашей истории Алексей Балашов, который в криминальной среде среди тех, кто о ней еще что-то помнит, известен под кличкой «Балаш». Отца он не видел никогда, а мать злоупотребляла спиртными напитками. Потому воспитывался бабушкой, а когда той не стало, начал разгульную и полукриминальную жизнь. Несколько раз привлекся по хулиганке: драки, мелкие кражи, вождение без прав и прочий джентльменский набор. По малолетству отделался легким испугом.

Но наступил 1994 год. Балашу стукнуло 18 лет и перед ним замаячила перспектива призыва, в том числе и под чеченскую кампанию. Тогда он принял решение «косить» т.е. скрываться от армии до 27 лет, для чего первым делом покинул малую родину и поселился на дому у приятеля в одной из присаровских деревень. Приятель имел три особенности: был на 30 лет старше Балаша, весил примерно 180 кг и имел хрестоматийную кличку «Гвоздь». Еще он злоупотреблял спиртным, как сапожник, но это по тем временам для деревни никакой особенностью не считалось.

Первые несколько дней все шло неплохо. Но когда Гвоздь выяснил, что Балаш собирается скрываться 9 лет и никаких планов по поводу смены места укрывательства не имеет, отношения между приятелями резко ухудшились. Дело в том, что Балаш нигде не работал и не собирался, а содержать в течение 9 лет нахлебника на свою пенсию по инвалидности Гвоздь не собирался.

В итоге они поссорились, но потом нашли выход из ситуации на первое время – ограбить местный ларек со спиртным. При помощи лома отжали замок, взяли водку, закуску и начали праздновать неподалеку, на автобусной остановке. До нас дошли последующие показания Балаша о тех событиях:

«Мы тогда уже хорошо выпили и Потапов («Гвоздь») вдруг как заорет «Я так хочу, чтобы водка не кончалась, чтоб она за мною мчалась…», а потом стал хохотать, но совсем недолго и кровь у него изо рта пошла, я очень испугался и убежал…». Свой побег Балаш мотивировал тем, что приехавшая скорая и полиция неизбежно начали бы разбирательства, в ходе которых его личность была бы установлена и перспектива армии и Чечни замаячила бы в полной мере.

Позднее оказалось, что Гвоздь будучи пьяным просто не справился с собой и опуская очередной стакан с водкой не поднял челюсть, в результате чего откусил стекло и оно разрезало ему ротовую полость. В последствии с Гвоздем ничего особенного не случилось и он мирно пил еще 20 лет, пока не умер от связанных с алкоголизмом и ожирением болезней.

Наш же гастролер, убегая в панике, не забыл взять с собой две бутылки водки и видимо под их влиянием решил угнать мопед, который кто-то из деревенских опрометчиво оставил во дворе. На этом мопеде он двинулся в Арзамас, где в общежитии жила знакомая, студентка местного педагогического института.

Сам Балаш рассказывал позднее полиции, что наделся, что она поможет ему с жильем и деньгами, хотя как на практике студентка общежития могла поселить к себе хоть кого-то, а не только беглого алкаша-преступника, даже если бы захотела, Балаш не уточнил.

В итоге, чудом доехав до Арзамаса выяснилось, что Алексей не помнит, где находиться общежитие института, а редкие прохожие в четвертом часу ночи не хотели общаться с пьяным и грязным водителем мопеда.

После некоторого времени блужданий, в туманном разуме Балаша, где-то на дальнем краю подсознания сработала ассоциация, что в таких случаях полагается звонить в справочную службу, где могут рассказать контакты людей, которых почему-то нужно найти. Поскольку до века мобильных телефонов было еще далеко, нужно было найти телефон. Телефон Балаш решил искать на почте.

-2

Просидев у порога несколько часов до открытия, наш герой дождался служительницы и стал требовать у него номер справочной, где ему назовут номер телефона его подружки. Получив несколько отказов, Балаш расстроился, стал повышать голос, выражаться нецензурно и даже стучать по прилавку с канцелярскими товарами. В себя его привела лишь угроза женщины вызвать милицию.

От такой перспективы он сразу переменился в поведении и стал умолять женщину не звонить по «02» и в качестве награды за это предлагал свою потрепанную куртку. От такого сомнительного подарка женщина отказалась и сказала молодому человеку убираться поскорее. Балаш предложенной возможностью воспользовался, но куртку оставил, мало ли, вдруг работница почты не хочет брать «взятку» при свидетелях.

После этого Балаш понял, что с идеей прятаться 9 лет в Арзамасе ничего не получиться. Тогда он решил, что надо скрываться там, где тебя точно не будут искать, т .е. под носом у искателей, в Сарове. Поскольку денег у него не было, а мопед к тому времени уже не заводился, то дорога на автобусе Арзамас – Саров заняла больше 8 часов. Каждый раз он садился в автобус и ждал, пока у него не начнут требовать за проезд, максимально долго перепирался с кондуктором и водителем и после угрозы вызвать милицию вылезал на ближайшей остановке и ждал следующего автобуса.

К ночи он оказался перед КПП, однако выяснилось, что пропуск в Саров остался в куртке, подаренной работнице почты. В этой ситуации Балаш не придумал ничего умнее, чем попросить часового на КПП пропустить его за литр водки, которого у него сейчас нет, но который он обязательно принесет из дома, как только туда попадет. Разумеется, с таким предложением Балаш был сразу задержан и привлечен к административной ответственности. Там же, будучи напуганным тюрьмой, он рассказал и про историю с мопедом, и про историю с кражей из ларька.

Этих проделок для тюремного срока не хватило, но в армию Балаша все-таки отправили, где ни в какую Чечню он не попал, а без особых приключений оттянул лямку в автомобильных войсках где-то в Волгоградской области. После армии Балаш не захотел возвращаться в родной Саров, а осел в Подмосковье. Оттуда о нем к саровским оперативникам периодически приходили запросы от коллег по правоохранительным органам. Последний раз в 2013 году. Речь шла о серии краж и 9 годах лишения свободы