За два десятилетия Соединенные Штаты и их союзники потратили сотни миллионов долларов на создание баз данных для афганского народа.
БОСТОН. За два десятилетия Соединенные Штаты и их союзники потратили сотни миллионов долларов на создание баз данных для афганского народа. Благородно заявленная цель: продвигать закон и порядок, подотчетность правительства и модернизировать опустошенную войной землю.
Но после молниеносного захвата власти талибами большая часть этого цифрового устройства, включая биометрию для проверки личности, по всей видимости, попала в руки талибов. Построенный с небольшим количеством мер защиты данных, он рискует превратиться в высокотехнологичные сапоги государства слежки. По мере того как Талибан становится правителем, есть опасения, что он будет использован для общественного контроля и для наказания предполагаемых врагов
Конструктивное использование таких данных - повышение уровня образования, расширение прав и возможностей женщин, борьба с коррупцией - требует демократической стабильности, и эти системы не были созданы с расчетом на поражение.
«Это ужасная ирония», - сказал Фрэнк Паскуале, специалист по технологиям наблюдения из Бруклинской школы права. «Это настоящий наглядный урок из« Благими намерениями вымощена дорога в ад »».
После падения Кабула 15 августа появились признаки того, что правительственные данные могли использоваться в усилиях Талибана по выявлению и запугиванию афганцев, которые работали с вооруженными силами США.
«Люди получают зловещие и угрожающие телефонные звонки, текстовые сообщения и сообщения в WhatsApp», - сказала Ниша Суарес, директор службы поддержки представителя Сета Моултона из Массачусетса, ветеран войны в Ираке, чей офис пытается помочь находящимся в затруднительном положении афганцам, работавшим с США, найти выход.
27-летний американский подрядчик в Кабуле рассказал Associated Press, что он и его коллеги, которые разработали финансируемую США базу данных, используемую для управления платежными ведомостями в армии и полиции, получили телефонные звонки с вызовом в министерство обороны. По его словам, он скрывается, ежедневно меняет местонахождение и просит не называть его имени в целях его безопасности.
Победив, лидеры Талибана заявляют, что не заинтересованы в возмездии. Восстановление международной помощи и размораживание активов, находящихся в иностранном капитале, являются приоритетом. Есть немного признаков драконовских ограничений, особенно для женщин, которые они вводили, когда правили с 1996 по 2001 год. Также нет никаких указаний на то, что афганцы, которые работали с американцами, подвергались систематическим преследованиям.
Али Карими, ученый из Пенсильванского университета, относится к числу афганцев, не готовых доверять талибам. Он опасается, что базы данных дадут жестким фундаменталистским теократам, известным во время своего восстания безжалостным убийством вражеских коллаборационистов, «те же возможности, что и у среднего правительственного агентства США, когда дело касается наблюдения и перехвата».
Талибан предупреждает, что мир будет следить за тем, как они распоряжаются данными.
Все афганцы - и их международные партнеры - несут совместное обязательство по обеспечению того, чтобы конфиденциальные правительственные данные использовались только для «целей развития», а не для полицейской деятельности или социального контроля со стороны талибов или для обслуживания других правительств в регионе, сказал Надер Надери, мир переговорщик и глава комиссии по госслужбе в бывшем правительстве.
На данный момент неизвестна судьба одной из самых конфиденциальных баз данных, которая использовалась для оплаты солдатам и полиции.
Афганская система персонала и оплаты труда располагает данными о более чем 700 000 сотрудников сил безопасности, возраст которых насчитывает 40 лет, сказал высокопоставленный сотрудник службы безопасности павшего правительства. Его более чем 40 полей данных включают даты рождения, номера телефонов, имена отцов и дедов, отпечатки пальцев, радужную оболочку глаза и сканирование лица, сказали два афганских подрядчика, которые работали над этим, на условиях анонимности, опасаясь возмездия.
Только авторизованные пользователи могут получить доступ к этой системе, поэтому, если талибы не смогут ее найти, можно ожидать, что они попытаются ее взломать, сказал бывший чиновник, попросивший не называть его имени из опасения за безопасность родственников в Кабуле. Он ожидал, что пакистанская разведывательная служба ISI, давний покровитель талибов, окажет техническую помощь. Американские аналитики ожидают, что китайские, российские и иранские спецслужбы также предложат подобные услуги.