Найти тему
RUSЮРИСТ.РУ

Пошаговая инструкция по открытию интернет-магазина

Оглавление

Как открыть интернет-магазин с нуля? С технической точки зрения это не слишком сложно. Необходимо понимать, что открытие интернет-магазина — это создание бизнеса, что требует совершения определенных, юридически значимых шагов. Какие этапы придется пройти, читайте в нашей статье.

Интернет-магазин как бизнес

В современных реалиях интернет-торговля может быть, как основой создания бизнеса, так и вспомогательным инструментом, направленным на его развитие и расширение.

Как создать свой интернет-магазин с нуля? Для начала следует поработать над общим бизнес-планом, включая юридические и финансовые аспекты деятельности. Следует четко представлять, что вы будете продавать, востребован ли этот товар рынком, где будете брать товар, как доставлять заказы и т. д.

Далее, необходимо легализовать бизнес, то есть выбрать организационно-правовую форму его ведения, подходящий налоговый режим и зарегистрироваться в налоговых органах.

Риски! Деятельность, позволяющая систематически получать прибыль, без государственной регистрации считается незаконной. За это предусмотрена административная (п.1 ст. 14.1 КоАП РФ) и, даже, уголовная ответственность (ст. 171 УК РФ).

Кроме того, гражданин, не зарегистрировавшийся в качестве ИП, может быть привлечен к налоговой ответственности. Ему могут доначислить налоги, а также пени и штрафы.

Создавая торговый онлайн бизнес, следует знать основные правила его ведения. Для этого необходимо изучить следующие основные нормативно-правовые акты:

  • закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-I;
  • закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ;
  • закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ, поскольку владельцы интернет-магазинов по умолчанию являются операторами по обработке личных данных покупателей;
  • постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» от 27.09.2007 № 612.

Как открыть интернет-магазин с нуля - пошаговая инструкция

Как открыть интернет-магазин без вложений? Строго говоря, открыть интернет-магазин, не потратив ни копейки, невозможно. Можно только сократить вложения до минимума. В этой статье мы не будем рассматривать технические вопросы создания сайта интернет-магазина, а остановимся на основных моментах организации онлайн-бизнеса.

Отметим только, что бесплатно создать сайт своего интернет-магазина, можно, воспользовавшись специализированными электронными сервисами. Кроме того, рекомендуем ознакомиться с нашей статьей "Как передать права на домен".

Итак, как открыть интернет-магазин с нуля - инструкция по открытию розничной онлайн-точки:

  • Шаг 1: выбираем предмет торговли
  • Шаг 2: выбираем организационно-правовую форму и регистрируем бизнес
  • Шаг 3: выбираем режим налогообложения
  • Шаг 4: открываем расчетный счет
  • Шаг 5: приобретаем кассовый аппарат
  • Шаг 6: организовываем работу интернет-магазина
  • Шаг 7: размещаем на сайте магазина необходимую информацию

Шаг 1: выбираем предмет торговли

Как открыть свой интернет-магазин с нуля? Прежде чем приступить к созданию интернет-магазина, необходимо определиться с продукцией, которую вы будете реализовывать. Следует учитывать следующие моменты.

Существуют ограничения на продажу некоторых товаров в интернет сети. Так, Правила дистанционной торговли (п.5) запрещают продавать в интернет-магазинах:

  • алкогольную продукцию;
  • товары, свободная реализация которых запрещена или ограничена в РФ. Перечень закреплен в Указе Президента РФ от 22.02.1992 № 179. Сюда вошли все виды оружия и боеприпасы к нему, драгметаллы и пр.

Обратите внимание! За продажу товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена в РФ,  грозит штраф до 40 тысяч рублей ст. 14.2 КоАП РФ, а также конфискация таких товаров.

Определенные товары можно продавать только при наличии разрешительной документации (сертификатов, деклараций, регистрации, ветеринарных свидетельств). Например, нужно специальное разрешение на дистанционную продажу лекарств (деятельность интернет-аптек разрешили в мае 2020).

Обязательные требования установлены, например, в:

  • ст. 41закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ;
  • гл. 4 закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ ();
  • ст. 21 закона РФ -1 «О ветеринарии» от 14.05.1993 № 4979;
  • других нормативно-правовых актах, принятых в развитие данных законов (например, постановление Правительства РФ от 01.12.2009 № 982)

Рекомендуем! Таким образом, заключая договор поставки товара, внимательно отнеситесь к наличию у поставщика необходимых документов. Оговорите не только факт предоставления их вместе с товаром, но и форму документов (оригинал, копия, копия, заверенная поставщиком, нотариально удостоверенная копия), включая язык составления.

Шаг 2: выбираем и регистрируем организационно-правовую форму

Как создать свой интернет-магазин? После того как вы определились, что будете продавать, необходимо выбрать, в какой организационно-правовой форме будет существовать ваш магазин.

Обратите внимание! Любая коммерческая деятельность без государственной регистрации считается незаконной и чревата наказанием, в том числе за уклонение от уплаты налогов. Для проведения контроля закон позволяет налоговым органам получать сведения об операциях на счетах физлица, а также о переводах через электронные кошельки (ст. 86 Налогового кодекса РФ).

Для малого и среднего предпринимательства наиболее удобными формами считаются ИП и ООО. У каждой формы есть свои сильные и слабые стороны (см. статью «Что лучше - ИП или ООО?»). Ниже мы представим таблицу, в которой сравнили эти две формы по основным параметрам.

-2

Регистрация ИП подойдет тем, кто хочет оставаться единственным владельцем магазина и не планирует крупный бизнес. К основным недостаткам данной формы следует отнести высокую имущественную ответственность предпринимателя и необходимость платить страховые взносы, даже если бизнес не ведется.

Регистрация ООО позволит расширить бизнес, пригласить инвесторов и открыть филиалы. К недостаткам ООО можно отнести необходимость формирования уставного капитала, ведение бухгалтерского учета, обязанность распределять прибыль, сложную процедуру принятия организационных решений.

В большинстве случаев лучшим выбором для начала работы интернет-магазина будет регистрация ИП.

Узнать, как открыть свой интернет-магазин и легализовать бизнес самостоятельно вам помогут наши статьи:

Шаг 3: выбираем режим налогообложения

После выбора формы ведения бизнеса необходимо определить режим налогообложения. Из всех существующих налоговых режимов для торговых точек, работающих онлайн, подходят:

Важно! Патентная система налогообложения, согласно ст. 346.27 и 346.43 НК РФ, не может быть использована для торговли товарами посредством интернет-сети.

Плательщики налога на профессиональный доход не могут перепродавать товары, а также работать по договору поручения, комиссии, агентскому договору (подп. 2, 5 п. 2 ст. 4 закона «О проведении эксперимента…» от 27.11.2018 № 422-ФЗ). Они вправе продавать через интернет-магазин только товары собственного производства, что встречается довольно редко. Потому мы не будем останавливаться подробно на этом налоге.

-3

Из плюсов ОСНО:

  • нет ограничений по видам деятельности, количеству сотрудников, полученным доходам и т. д.;
  • большинство крупных компаний работают на ОСНО и, как плательщики НДС, предпочитают работать с теми, кто платит этот налог.

Для ИП этот режим интересен тем, что позволяет использовать имущественные, социальные вычеты и экономить на налогах.

Обратите внимание! Применять ОСНО придется, если вы не заявили о переходе на УСН, а также когда доход интернет-магазина превысит законодательно установленный лимит для спецрежима — 150 млн руб. в год (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Основным отличием упрощенной системы налогообложения от ОСНО является замена 3 налогов одним (ст. 346.11 НК РФ). Предприниматели не платят:

  • Налог на прибыль (для ИП — НДФЛ в части доходов от предпринимательской деятельности).
  • Налог на имущество.
  • НДС. Этот налог уплачивают только в случае ввоза товаров на территорию РФ.

Шаг 5: открываем расчетный счет

Вопрос, нужно ли открывать расчетный счет для интернет-магазина, довольно часто возникает у предпринимателей на начальном этапе деятельности.

Как указано в ч. 2 ст. 861 ГК РФ, расчеты, связанные с предпринимательской деятельностью, должны быть осуществлены в безналичной форме.

Обратите внимание! Наличные расчеты между предпринимателями возможны, если их сумма не превышает 100 000 руб. в день (п. 6 указания Банка России от 07.10.2013 № 3073-У).

Для ИП открытие расчетного счета позволяет разграничить личные доходы и доходы от предпринимательской деятельности. Это позволяет подтвердить право на использование УСН, полностью и правильно учесть доходы и расходы от хозяйственной деятельности. Что не приведет к ситуации доначисления налогов на все денежные поступления.

Подробно данная тема освещена в наших статьях:

Обратите внимание! Сегодня многие банки для привлечения клиентов предоставляют услуги по регистрации физлиц в качестве ИП, сразу после чего открывают предпринимателю счет в своем банке.

Шаг 6: приобретаем кассовый аппарат

Необходимость использования кассового аппарата для лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, вытекает из требований закона «О применении контрольно-кассовой техники…» от 22.05.2003 № 54-ФЗ (закона № 54-ФЗ).

В интернет-магазине оплата товаров может быть осуществлена различными способами, но все они требуют наличия кассового аппарата:

  • Оплата в точке самовывоза. Покупатель заказывает товар на сайте, забирает его сам из пункта самовывоза, платит картой или наличными. Продавец отдает товар и выдает чек. В этом случае у продавца должна быть ККТ, как в обычном магазине, с возможностью печатать кассовые чеки.
  • Оплата через Интернет. Покупатель заказывает товар на сайте и оплачивает его через провайдера электронных платежей (банковская карта; онлайн-кошельки, платежные агрегаторы и т.п.). В этом случае бумажный чек не печатают, а применяют ККТ, которая формирует чеки в электронном виде и отправляет их на электронную почту покупателя;
  • Оплата курьеру. У курьера должна быть мобильная ККТ, зарегистрированная на организацию-продавца или курьерскую службу. В этом случае бумажный чек должен выбить курьер в момент получения денег.

Как избежать покупки громоздких кассовых аппаратов? Существуют устройства-ридеры для смартфона, которые выполняют функции платежного терминала, если на смартфон скачать специальное приложение от продавца ридера. Устройство крошечных размеров и хорошо подходит для небольшого бизнеса

Отсутствие онлайн-кассы в интернет-магазине возможно, когда расчеты проходят между организациями или ИП в безналичном порядке (п. 9 ст. 2 закона № 54-ФЗ). Если вас интересует, как открыть свой интернет-магазин без вложений, (например, не покупать кассовый аппарат), то вы можете заключить договор с курьерской службой или пунктом выдачи заказов, которые, имея свою ККТ, будут осуществлять кассовое обслуживание ваших клиентов.

Подробно о кассовойм аппарате для интернет-магазина читайте в статье "Нужна ли онлайн-касса для интернет-магазина".

Неприменение ККТ влечет ответственность, установленную ст. 14.5 КоАП РФ (см. статью «Штраф за отсутствие онлайн-кассы»).

Шаг 6: организовываем работу интернет-магазина

Схема работы интернет-магазина напрямую связана с выбранным товаром, наличием места (склада) для его хранения и зависит от поставщика этого товара. Существует несколько моделей:

  1. Вы можете закупать товар у поставщика и продавать его со своего склада. Для этого необходимо заключить договор поставки и указать в нем способ доставки товара (ст. 510 Гражданского кодекса РФ). Это может быть:
  • непосредственно доставка, когда поставщик привозит товар в место, указанное покупателем. В договоре нужно прописать способ, место, сроки передачи товара, а также, чьими силами и за чей счет он будет перевезен и разгружен. Если условия не будут согласованы, то поставщик вправе будет осуществить поставку по своему усмотрению.
  • самовывоз (выборку) товара, когда покупатель получает товар в месте нахождения поставщика.

Согласовать способ доставки важно, поскольку от этого зависит момент перехода рисков утраты или повреждения товара и ответственность сторон.

2. Вы можете торговать со склада поставщика. Такая схема торговли получила название дропшиппинг и оформляется агентским договором или договором комиссии. В этом случае интернет-магазин выступает посредником между покупателем и другим продавцом, а товар попадет покупателю с оптового склада последнего (это может быть и изготовитель товара).
Для тех, кого интересует, как открыть интернет-магазин с нуля бесплатно, можно порекомендовать обратить внимание на поставщиков, предоставляющих товар на реализацию. Полезные советы по заключению такого договора вы найдете в статье «Образец договора поставки товара на реализацию».

Доставка товара клиентам

Доставка товаров — это один из основных параметров работы любого интернет-магазина. Как организовать работу интернет-магазина по доставке товаров клиентам? Можно создать собственную службу доставки или работать с привлеченной.

Как эксперт в области права, в первую очередь обращу внимание на виды договоров со службой доставки. Можно использовать договор перевозки или договор транспортной экспедиции.

Перевозка

Она предусматривает больший контроль со стороны клиента, продуманную ответственность перевозчика и жесткое подробное регулирование транспортными уставами отношений перевозчика и грузоотправителя, грузополучателя. Т.е., если что-то забудете указать в договоре, скорее всего, законодатель об этом позаботился. Например, ответственность перевозчика предусмотрена в ст. 34 Устава автомобильного транспорта.

Транспортная экспедиция

Этими договорами часто пользуются крупные фирмы, доставляющие грузы по всей стране. Поэтому, работая с ними, можно предлагать в своем магазине доставку «по России». Оборотной стороной медали будет сниженная по сравнению с ответственностью перевозчика ответственность транспортной компании-экспедитора. Ответственность экспедитора, в отличие от жестко урегулированной ответственности перевозчика, зависит от обязанностей экспедитора по договору и оформления перевозочных документов (п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 26).

На практике здесь клиент, чей груз потерян или доставлен с повреждением, просрочкой

  • вынужден разбираться с перевозчиком, фактически предоставившим транспорт, хотя выбрала и направила перевозчика транспортная компания;
  • не может доказать, что сдал груз транспортной компании;
  • не может доказать размер причиненных убытков.

То есть, экспедиционные компании предоставляют более широкий сервис, однако риски грузоотправителя, грузополучателя возрастают.

Кроме организации доставки товара покупателям, онлайн-магазин сталкивается с проблемой возврата товара. Эти моменты необходимо включить в оферту на сайте. Важно подробно прописать: сроки, порядок, предупреждение о сохранении целостности упаковки, товарного вида, чека, а также иные условия (см. статью Как проходит процедура возврата товара в интернет-магазин?).

Шаг 8: размещаем на сайте магазина необходимую информацию

Рассмотрев пошагово, как открыть интернет-магазин, остановимся на том, какую информацию вам следует разместить на сайте.

Деятельность интернет-магазина достаточно полно урегулирована Законом о защите прав потребителей и Правилами о дистанционной торговле. На сайте должна быть размещена:

  1. Информация о продавце:
  • полное фирменное наименование;
  • адрес;
  • государственный регистрационный номер записи о создании бизнес-структуры или ИП, как того требует ст. 8 закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ.

2. Информация о товаре. Она должна быть достоверной. В п. 8 Правил указано, что конкретно следует размещать на сайте:

  • место изготовления товара;
  • основные потребительские свойства;
  • стоимость товара;
  • срок службы, срок годности и гарантийный срок;
  • был ли товар в употреблении или в нем устранялся недостаток;
    и пр. информация.

Рекомендуем! Если ваш товар подлежит сертификации или регистрации, укажите это в описании товара и разместите копии документов на сайте.

Публичная оферта - розничный договор купли-продажи, заключаемый между продавцом товара и покупателем при дистанционной торговле. Как правило, оферта размещается на сайте в виде отдельного документа, содержащего:

  • все существенные условия договора купли-продажи товара (основные характеристики товара, его стоимость, условия оплаты, доставки и возврата товара);
  • намерение оферента заключить предложенный договор на указанных в документе условиях с любым адресатом, который посчитает нужным это сделать;
  • условия безоговорочного и полного акцепта.

Обратите внимание! При отсутствии на сайте такого документа, офертой можно считать описание характеристик каждого товара, указание его стоимости, информацию о доставке, возврате и способах оплаты продукции. Совершение покупателем действий, например, по оплате товара, согласно п. 3 ст. 438 ГК РФ, будет признаваться надлежащим акцептом.

Защита персональных данных клиентов

Владельцы интернет-магазинов согласно закону «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ относятся к операторам персональных данных. В связи с этим на сайте магазина необходимо разместить документ, определяющий политику в отношении обработки персональных данных клиентов (п. 2 ст. 18.1 закона № 152-ФЗ). При этом важно учитывать содержащиеся в ст. 5 закона № 152-ФЗ принципы обработки данных, среди которых:

  • соответствие обрабатываемых персональных данных, их содержание и объем целям обработки (п. 4, п. 5);
  • хранение персональных данных не дольше срока, отвечающего целям обработки персональных данных (п. 7).

За неопубликование документа предусмотрена административная ответственность (п. 3 ст. 13.11 КоАП РФ).

Обработка персональных данных возможна при наличии согласия субъекта персональных данных на их обработку (п. 1 ст. 6 закона № 152-ФЗ). Причем, оно должно быть конкретным, информированным и сознательным (п.1 ст. 9 закона № 154-ФЗ). Молчание или отсутствие возражений на обработку данных таковым не является.

Конкретной формы, в которой нужно получать согласие от посетителя и клиента, нет. По мнению Роскомнадзора, для этого достаточно сделать обязательную к заполнению веб-форму. В ней покупатель будет поставить галочку, подтверждающую его согласие на обработку его данных.

Если магазин собирается передавать данные покупателя 3-им лицам (например, службе доставки и др.), то это необходимо отдельно оговорить в пользовательском соглашении на сайте.

***

Итак, мы рассказали, как открыть интернет-магазин пошагово с нуля. Однако это самые общие рекомендации. Каждая ситуация уникальна, и для успешного функционирования требуется индивидуальный подход, включая консультацию у соответствующих специалистов.

Необходимость хотя бы минимальных вложений обусловлена требованиями законодательства и обычным здравым смыслом: без них вновь образованная бизнес-структура будет неустойчивой, а, следовательно, недолговечной.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Источники: