Итак, вы решили вести или перевести своё дело в Интернет, но с чего начать понимаете смутно, хотя в голове уже есть понимание, что наверное нужен сайт и всё "попрёт".
В этой статье мы рассмотрим основные вопросы, касающиеся начала ведения бизнеса в интернете, отдельно для сферы услуг, производства и начальной стадии в виде идеи.
- Рабочий бизнес, сфера услуг. Задача: рассказать о себе и привлечь новых клиентов через Интернет;
- Рабочий бизнес, сфера производства или продажа чего-либо. Задача: продажа товаров через Интернет, привлечение новых поставщиков и подрядчиков;
- Бизнес на уровне идеи или на начальной стадии развития. Задача: привлечение клиентов и продажа товаров или услуг через Интернет.
В первую очередь важно понять, что развитие бизнеса в интернете это не только наличие сайта или интернет-магазина, но и огромное количество социальных сетей, форумов, специальных площадок, объявлений и пр., которые также могут приносить вам прибыль.
Поэтому начинать внедряться следует там, где базируется ваш клиент! Это важно. Поскольку, каким бы красивым, качественным или супер удобным ни был ваш сайт, без посетителей это всего лишь мегабайты данных где-то в глубинах сети.
Поэтому, первое, что я советовал бы сделать, это понять, кто он, ваш клиент и на каких ресурсах находится? Другими словами, определить свою целевую аудиторию. Сделать это можно самостоятельно, стоит только уделить время.
Более подробно о целевой аудитории читайте в этой статье.
Как начать бизнес в интернете в сфере услуг
Итак, чтобы рассказать о своём деле и привлечь новых клиентов, можно использовать:
- Визитка от Яндекс
- Карты Яндекс, Google, 2GIS
- Страница в соц. сети (Вконтакте, Facebook, Instagram и пр.)
- Тематические каталоги
- YouTube
- Собственный сайт
Исходя из уровня вашего бизнеса, выберите что больше подходит. Первые пять пунктов не требуют денежных затрат. При этом хорошо, когда информация о компании есть везде. Плюс, чем большую активность проявляет компания в интернете, тем больше шансов на получение новых клиентов.
Собственный сайт в данном случае может стать хорошо оформленной визитной карточкой, где широко раскрыты услуги компании и можно описать готовые проекты, а также рассказать о своих преимуществах. Часто для таких задач достаточно онлайн платформы: Tilda, Flexbe и др.
Компаниям, которые могут показать процесс своей деятельности, например, в сфере строительства, ремонта квартир, автомобилей и пр., хорошо начинать с видеороликов на YouTube и делиться с подписчиками своим опытом. Снимая качественные и полезные видео, к вам придут и ваши клиенты.
Как начать интернет бизнес в сфере производства или продажи товаров
У такого бизнеса как правило уже есть какая-либо программа учёта: СБИС, 1С или ERP система. Поэтому важно либо сразу автоматизировать процесс, т.е. связать вашу программу с интернет-платформой, либо постоянно загружать / выгружать остатки вручную.
Кроме того, прежде чем налаживать онлайн торговлю, хорошо бы решить вопрос с логистикой, тем более если её раньше не было, и определиться, каким образом вы будете отправлять заказы клиенту. Благо, транспортных компаний предостаточно: СДЭК, Pony Express, DPD, Boxberry и др.
При наличии уже рабочего интернет-магазина самое простое, с чего сегодня можно начать продажи в Интернет, это использовать маркетплейсы, такие, как Ozon, Wildberries, Яндекс Маркет, Price.ru и др. Правда, внимательно читайте договор перед регистрацией, чтобы услуги маркетплейса не превысили ваш доход от его использования.
Далее, что можно использовать для продаж, это доски объявлений, например, Авито для бизнеса, но сразу отмечу, что не для всякого бизнеса подходит данная модель. Кроме того, вам придётся конкурировать с авторами объявлений, имеющими целый набор "чёрных программ" для работы с Авито. Ознакомьтесь с условиями таких площадок и, если всё в порядке, смело используйте.
Ну и конечно же соц. сети (Вконтакте или Instagram) также помогут вам продавать онлайн. Правда, об автоматизации скорей всего придётся забыть, зато есть возможность бесплатно выложить фото своих товаров, добавить описание с ценой и привлекать клиентов по средствам рекламы.
Теперь переходим к главному, собственный интернет-магазин. Решений здесь много, начиная с онлайн платформ (InSales, Ecwid, Shopify и др.) и заканчивая CMS* (1С Битрикс, CS-Cart, Shop-Script, MODx и др.)
*CMS - система управления сайтом, которой необходим хостинг для установки. Преимущества: полный или почти полный контроль над внутренним кодом и дизайном сайта. Больше возможностей, чем у онлайн платформ.
Для большинства задач подойдёт любое решение. Рекомендовать что-то конкретное, думаю нет смысла, здесь и бюджет и специфика бизнеса играет не малую роль. Если затрудняетесь с выбором, обратитесь к специалисту или в крайнем случае напишите мне, подскажу.
При выборе решения обратите внимание на процесс оформления покупки. Откройте любой демо-магазин или пример и посмотрите на сколько прост или наоборот сложен каждый шаг.
Идём дальше.
Как начать онлайн бизнес на уровне идеи
В первую очередь важно получить отклик от рынка, чтобы понять: а готовы ли люди покупать то, что вы хотите им предложить?
Все ваши предположения и ожидания могут обернуться провалом, пустой тратой времени, сил и финансов, если окажется, что ваш товар или услуга никому не нужны, хотя казалось обратное.
Чтобы не попасть в такую ситуацию, сделайте небольшой тест, мини исследование: запустите рекламу на свой товар / услугу с минимальным набором качеств.
Например, вы решили продавать через Интернет живые цветы в горшках, но на текущий момент у вас ещё нет целой оранжереи для больших поставок, есть только два-три горшка с выращенными вами цветами.
Сделайте хорошие снимки (фотографии), придумайте описание, можно даже с небольшой историей, как вы их выращивали и выложите это в соц. сети, Вконтакте или Instagram, озаглавив "Продаю живые цветы в горшках".
Далее останется запустить рекламу с минимальным бюджетом на короткий период и получить отклик от посетителей: готовы они купить или нет. Возможно, сами цветы не понравятся или формы горшков, а может наоборот, всё устроит и уже появятся предзаказы.
На мой взгляд такой подход наиболее верный и оптимальный, чем строить догадки глядя на конкурентов и расширять линейку товаров, постоянно что-то улучшать, идеализировать, но так и не начать продавать.
После того как идея протестирована, внесены корректировки и примерно понятен спрос, можно идти дальше и выбирать инструменты для развития своего дела в интернете.
Это могут быть:
- Соц. сети, чем больший охват, тем лучше: Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Instagram, Twitter, Pinterest и др., где потенциально базируется ваша целевая аудитория;
- Тематические сайты и каталоги;
- Тематические форумы;
- Сервисы Яндекс, Google и др.;
- Канал на YouTube;
- Собственный сайт или интернет-магазин.
Для небольших "домашних" бизнесов зачастую достаточно 2-3 каналов привлечения клиентов: паблик Вконтакте, страница Фейсбук и Инстаграм.
Если же ваши идеи и начинания более глобальны, например, некий стартап с криптовалютой, то готовьте бюджет на качественный маркетинг и рекламу либо для YouTube канала, либо для создания и продвижения сайта — зависит от сути идеи и специфики бизнеса.
В остальном действуйте по той же схеме, что и в первых двух сферах.
Итого
В целом, ничего сложного нет, чтобы начать вести бизнес в интернете, труднее найти опытных и надёжных исполнителей, которые помогут вам с этим. Но и здесь рынок труда весьма обширный, уверен, вы найдёте себе отличных специалистов.
И ещё, для самостоятельного создания презентаций, визиток, рекламных баннеров и пр. используйте сервис Canva, предоставляющий массу возможностей для оформления онлайн материалов, используемых, в том числе предпринимателями.
Успехов!