Ну наконец-то и к нам пожаловало грибное счастье! Жаркий июль и засушливый август нынче оставили нас без летних грибочков, да и в прошлом году урожая в грибном царстве особо не наблюдалось.
И вот сбылось: после первых сентябрьских дождей вместе с холодами появились грибы. Население ринулось в леса: вдоль трассы по обе стороны то и дело попадаются оставленные на обочине автомобили любителей тихой охоты. Более искушённые в знании грибных мест отправляются просёлочными и лесными дорогами по своим личным маленьким заповедникам.
Когда-то в детстве я половину лета проводила в лесу в компании дедушки. Сын лесника, выросший в лесу, бывший отцовский участок он знал поквартально и ориентировался в лесных закоулках, как у себя дома.
В лесу был у нас сенокос на заливных полянках вдоль нашей лесной речки. Среди скошенной сочной июньской травы было изобилие луговой земляники (ещё её называют дикой клубникой). По размеру она такая же, что и земляника, но по форме более округлая, а на вкус слаще. После полудня ворошишь скошенное по утренней росе сено и выбираешь веточки, подвяленные на солнце. Лишившись сочности, они тают во рту с привкусом мёда, а аромат...не передать словами. Смешиваясь с запахом подсыхающего сена, он так и остался в памяти, в тех самых её сокровищницах, где хранятся самые волшебные моменты детства...
Потом начинались поездки по чернику и малину, затем опята в две волны: летние (яровые) и зимние. Эти перечисленные дары леса заготавливались у нас в семье едва ли не в производственных масштабах. В голодные 90-е это был ещё и способ разнообразить зимнее меню. За земляникой мы как-то не ездили. наверное, потому что созревание её совпадало с сенокосом, не до того было.
А вот за черникой и малиной отправлялся целый десант. На лето к нам приезжали родственники из Москвы, в доме,бывало, собиралось до 15 человек, больше половины из них детворы и молодёжи - вот было веселье! В будку дедушкиного ЛуАЗа (да, был тогда ещё этот раритет в почёте в нашей сельской местности) набивалось человек восемь как раз в основном младшей составляющей семейства. Заранее распределялось, кто едет на коленках у сидящих на сиденьях, а кто на приставных скамеечках...в тесноте и с нарушением всевозможных правил, но с каким азартом!
Надо сказать, что дедушка водил свою "старушку" не менее виртуозно, чем ориентировался в лесу. Поэтому забирались мы практически в самые непроходимые уголки, куда другие соискатели лесных даров просто не добирались. А потому домой обычно мы ехали, набрав под завязку всю захваченную с собой тару. А потом, пообедав, садились перебирать "добычу" уже с подкреплением в составе старшего поколения. Эх...было времечко...
На опята дедушка отправлялся в предварительную разведку. Были у него собственные, годами примеченные, "сигнальные" местечки. Поедет, посмотрит, и как появились в этих секретных кладовочках первые грибочки, значит, пора отправляться на сбор. Привозил дед опята мешками, снова целый вечер уходил на то, чтобы перебрать. Московская родня к тому времени уезжала, количество рук, участвующих в переработке, значительно сокращалось. А потом бабушка варила грибы в огромных кастрюлях и закатывала в банки, часть которых потом также отправлялась в столицу уже в готовом виде.
К тому времени, как я вышла замуж, деда подкосила болезнь. Ездить в лес он уже не мог, потому и не передал моему супругу местонахождение потаённых грибных мест. Да и не добраться бы нам туда уже на нашем стареньком "Фольксвагене", хоть и зовётся он "универсал".
После стала я перенимать у мужа науку сбора новых для меня видов грибов, которые почему-то в нашей семье не жаловали: подберёзовики, подосиновики, маслята, рыжики... Правда, по грибы мы теперь ездим реже, далеко от асфальтированных дорог не забираемся, а потому места грибные у нас из числа общедоступных. Тут, как говорится, кто первым встал, того и тапки...
Из детства осталась у меня щемящая тяга к лесу, наверное, унаследованная от деда. Когда сходят снега, просыпается в моей душе почти болезненная потребность пройтись среди деревьев, вдохнуть прелый запах согревающейся земли, послушать первых птиц и порадоваться робким первоцветам. Успокаиваюсь я только поздней осенью, когда, побродив в тишине по пожухлой от заморозков палой листве, прощаюсь с лесом до будущей весны...
Вот и нынче в первый осенний выходной я засобиралась по грибы. Хозяин мой заворчал, мол некогда ему по лесу со мной кататься, на стройке дел невпроворот. Но мой внутренний зуд было не унять, потому вознамерилась я хотя бы сбегать в ближайший перелесок, мимо которого хожу на дачу с работы. И только когда мы проскочили мимо поворота в деревню, я поняла, что сжалился мой друг сердечный, отложил свои важные дела...
И вот уже выходим из машины, и я, радуясь солнышку, отправляюсь на поиски припрятанных в траве и сосновых иголках лесных сокровищ. Муженёк у меня грибник привередливый, берёт только подберёзовики, подосиновики и белые. Я же одинаково радуюсь и крепкому подберёзовику,
и розовощёкой сыроежке,
и слюнявому маслёнку.
В лесу ещё не начался листопад, на земле пока ещё только прошлогодние сухие листья, да те, что были сброшены в засуху и сорваны ветром. А это значит, все осенние грибочки ещё впереди...
Муж привычно пеняет мне, что снова я набрала ерунды всякой (это он про маслята и сыроежки), мол, это и не грибы вовсе. Ага, только потом супчик из этих "негрибов" наворачивает, не отказывается.)
А ещё в этот раз получилось найти немного маленьких дождевиков. Слыхала я, что эти грибы могут вырастать до огромных размеров, но сама встречала только небольшие. Уж больно быстро перерастают они в несъедобную фазу.
Вскорости за нами вслед начинают подтягиваться ещё грибники, крутятся все на одном пятачке, становится тесновато, но мы уже насобирали себе достаточно, чтобы сбить первую охоту. Потому отправляемся восвояси.
Это уже наш "улов" рассортирован по видам в ожидании переработки.
Все грибы я предварительно отвариваю, причём сливаю первую воду после закипания, промываю, заливаю новой водой и варю. Пусть бросают в меня тапки гурманы, но я считаю, что экология у нас уже не та, чтобы обойтись без этого этапа обработки грибов. А уж в нашей чернобыльской зоне и вовсе не отваривать грибы - всё равно что в русскую рулетку играть.
Так что похлопотать пришлось, но я довольна. Теперь думаю, что в ближайшие деревенские окрестности я тоже сделаю вылазку, там есть местечко, где рыжики растут. Благо погода налаживается, по обещаниям синоптиков, впереди раннее бабье лето...
Если Вы, уважаемый гость, не утомились, дочитав до конца мои ностальгические этюды, поставьте лайк, я буду рада). А если поделитесь в комментария опытом грибной охоты, то и вовсе меня осчастливите.