В новом учебном году в программах подготовки бакалавров и специалистов всех российских вузов появятся обязательные учебные модули по цифровым компетенциям. Эта инициатива, разработанная Минобрнауки России совместно с федеральными учебно-методическими объединениями высшего образования, стартовала с 1 сентября в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Теперь во всех вузах страны студентов будут учить использовать современные информационные технологии и программные средства в своей профессиональной деятельности, понимать принципы их работы. Обучение цифровым компетенциям позволит также развить способности разрабатывать алгоритмы и компьютерные программы, пригодные для практического применения.
В чем смысл нововведения, какие сложности могут возникнуть при его реализации и что получит российская экономика, рассказал Константин Миньяр-Белоручьев, руководитель направления «Цифровая магистратура» Университета 2035.
Зачем менять стандарты во всех вузах страны
Предложение исходило от Центра компетенций по кадрам для цифровой экономики Университета 2035. Оно было одобрено рабочей группой федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», после чего Минобрнауки включило его в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования новые компетенции.
В формулировке инициативы есть «понимание принципов работы» – это очень важное дополнение. Научиться пользоваться программой несложно, а вот если человек имеет представление о том, как работают алгоритмы, умеет выбирать необходимые цифровые инструменты для решения поставленных задач, – это другое дело. В дальнейшем ему будет проще осваивать самые разные программные продукты, тем более что в любой сфере программное обеспечение полностью обновляется хотя бы раз в десять лет.
Цифровые компетенции можно разделить на несколько уровней. Есть те, которые нужны всем вне зависимости от сферы, а есть те, которые являются инструментарием профессиональной деятельности, причем в каждой профессии этот инструментарий свой: у медиков это, например, томографы, у географов – свое программное обеспечение.
Первоначально обсуждался вопрос, чтобы включить в стандарты два аспекта цифровой грамотности: не только те, которые помогают в работе, но и те, которые необходимы каждому человеку в жизни. Рабочая группа поддержала оба предложения, но в конечной редакции приказа Минобрнауки сохранена только первая часть. В этом есть определенная логика: цифровые компетенции для повседневного использования не являются прерогативой высшей школы и необходимы каждому человеку независимо от уровня образования.
Студенты, которые начнут учиться в вузах по программам бакалавриата или специалитета, получат новые компетенции. Это не случится в первые месяцы учебы – сроки формирования той или иной компетенции остаются на усмотрение вуза, но за 4 года в бакалавриате или 5 и более лет в специалитете это должно произойти.
Программирование – базовый навык специалистов будущего
Уже нигде не получается работать по старинке. Возьмем, например, историю: сейчас оцифровывается множество данных, и ученые могут к ним обращаться, не выезжая в командировки и не сидя в архивах. Чтобы их эффективно использовать, недостаточно умения работать с Word, Power Point и искать информацию в Интернете. Нужно идти вперед, потому что мир меняется, но в то же время сохранять лучшее из того, что накоплено в высшем образовании за предшествующие годы.
Сегодняшний спрос на ИТ-компетенции можно сравнить с требованиями к знанию английского языка, которые в нашей стране появились в 1990-е годы. Уже тогда приходилось слышать, что английский язык – это не специальность, а именно инструмент профессиональной деятельности, обязательная компетенция любого образованного человека, потому что, например, физик должен уметь читать и писать на английском языке, общаться с иностранными коллегами. Но это, конечно, не отменяет спрос на лингвистов и литературоведов высокой квалификации. Так и с программистами – среди них были и будут профессионалы высокого класса, но уже через 10-15 лет умение программировать станет обязательным навыком для каждого образованного человека.
А что было раньше?
Есть в России вузы или отдельные направления подготовки, где новые требования стандартов применялись и раньше. Образовательный стандарт задает тот минимум, которому должен учить любой вуз, а многие ведущие вузы и раньше формировали у своих студентов особые компетенции, связанные с «цифрой» и с ее применением в профессиональной деятельности. Есть отдельные направления, где формирование таких компетенций предусмотрено и сейчас. Это обучение зачастую ограничивалось элементарными навыками пользователя, и освоение специальных пакетов профильного программного обеспечения для многих коллег все-таки станет серьезным новшеством.
Выделения дополнительных средств на реализацию новых положений образовательных стандартов не предполагается. Все изменения в учебные программы и учебные планы будут внесены в рамках текущего финансирования. Средств, которые вузы получают от государства, вполне достаточно на реализацию образовательных стандартов, и каждый вуз сам решает, как ими распорядиться.
Другой вопрос, что в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» предусмотрены серьезные меры поддержки высшей школы в части формирования у студентов цифровых компетенций. Одно из мероприятий, которое реализует Университет Иннополис, предусматривает повышение квалификации большого числа преподавателей – бесплатное и добровольное. Новых сотрудников для преподавания «цифрового» модуля в вузы не пришлют, но зато помогут подготовить тех, кто уже работает, к решению поставленных задач.
Необходимость дополнительного привлечения кадров может возникнуть лишь в узкопрофильных гуманитарных или творческих вузах, где раньше вообще не уделялось внимание цифровым технологиям, но это исключительные случаи.
Интерес среди студентов
Если студент хочет освоить выбранную специальность, хорошо зарабатывать по окончании вуза и сделать карьеру, – цифровые инструменты, которые ему предстоит освоить, – необходимое условие достижения успеха. И даже если он будет работать не по специальности, цифровые навыки в любом случае пригодятся.
Они нужны не для общего развития, а для работы – это важно. В этом отличие, скажем, от курса философии, который также изучают студенты всех направлений, но который необходим прежде всего для формирования мировоззрения.
Появление в стандартах «цифровых» компетенций – важный шаг для модернизации учебного процесса. Нельзя учить так, как учили 50, 20 и даже 10 лет назад, потому что общество и экономика меняются, появляются новые научные достижения. Это приводит к постоянным изменениям в образовательных программах.
Часто приходится слышать, что мы строим цифровую экономику, но на самом деле мы в ней живем. Россия – одна из стран-лидеров в применении цифровых технологий, и многие цифровые инструменты, будь то банковские приложения или заказ такси онлайн, в нашей стране используются более массово и эффективно, чем, скажем, в странах Европы. Очевидно, если все выпускники вузов будут вооружены цифровыми инструментами для профессиональной деятельности, можно говорить о кумулятивном эффекте, который будет нарастать по мере их выхода на рынок труда.
Подготовка ИТ-кадров в России
Одна из задач федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» - ежегодное увеличение контрольных цифр приема на ИТ-направления, и в этом году вузы должны набрать не менее 80 тыс. человек на бюджетные места в бакалавриат и специалитет. Работодатели считают, что это недостаточный показатель для удовлетворения потребности рынка труда в долгосрочной перспективе. Увеличение контрольных цифр приема на ИТ-направления – самый простой и очевидный подход. Но, к сожалению, возможности государства здесь ограничены, потому что экономике нужны не только программисты, но и учителя, врачи, представители самых разных профессий. Резкое увеличение приема на отдельные направления может повлиять на качество абитуриентов – на бюджетные места в ряде вузов будут принимать более слабых студентов, которые просто не потянут достаточно сложное обучение.
Поэтому сейчас обсуждается вопрос о расширении перечня направлений подготовки, которые относятся к сфере ИТ, за счет добавления в стандарты по этим направлениям специализированной профессиональной ИТ-компетенции. Речь здесь идет не просто о применении цифровых инструментов в профессиональной деятельности и понимании принципов их работы, а, например, о разработке компьютерных программ и алгоритмов, пригодных для практического применения.
По мнению целого ряда экспертов ИТ-отрасли, на рынке труда нужны не просто программисты, а специалисты из разных сфер, в основном технари, чья работа глубоко интегрирована в «цифру». Например, если человек окончил вуз по направлению «Картография и геоинформатика», велика вероятность, что от него потребуется умение писать программы в своей сфере с учетом ее специфики, ставить задачи программистам, объяснять им, какой результат необходимо получить. То же самое касается многих других направлений – «Фундаментальная математика и физика», «Медицинская кибернетика», «Мехатроника и робототехника», «Инноватика» и так далее.
Если добавить в программы подготовки таких специалистов блок, связанный с программированием, они не только смогут более эффективно работать по специальности, но и при желании устроиться программистами. Считается, что половина программистов Яндекса – это математики, которые умеют программировать не хуже профессиональных «айтишников». Решение об обновлении образовательных стандартов по близким к программированию направлениям уже принято, и эта идея получила активную поддержку профессионального сообщества.