Найти тему
КинООфилин

Путеводитель по кинематографическим музеям восковых фигур: часть первая

"Пересматриваем классику хоррора" - о различных отличных ужастиках из разных стран и эпох.

#пересматриваем классику хоррора

Кабинеты, наполненные восковыми фигурами, привлекали авторов ужасных историй с самого начала прошлого века. Ничего удивительного, что первые попытки использовать фактурные локации были предприняты ещё в театре и литературе, но по-настоящему тёмные комнаты с контрастным освещением и "немёртвыми" обитателями смогли раскрыть свой потенциал лишь в кинематографе. В серии статей я предлагаю вспомнить ряд значимых или же просто интересных фильмов ужасов, действие которых происходит в этом антураже. Начнём, как полагается, с начала прошлого века и медленно проследуем до начала века нынешнего.

Изображение главного антагониста взято из другого фильма
Изображение главного антагониста взято из другого фильма
  • Первым в фильмах использовал антураж кабинета восковых фигур американец Морис Костелло в картине "Совесть" 1912-го года. Лента, ныне утерянная, представлял собой крайне вольную адаптацию пьесы для театра Гран-Гиньоль за авторством Андре де Лорда. Литературный оригинал вышел в самом начале века и был настолько популярен, что его практически сразу перевели на ряд языков, в том числе и на русский. Собственно, от первоисточника взята сцена, происходящая непосредственно в музее, а вот сам фильм - это типичная американская мещанская драма.

Главная героиня влюбилась не в того человека, бросила ради него семью и родной дом, переехала в большой город, а ловелас в худших традициях бросил девушку, как только та родила. Пару лет спустя негодяй продолжает вести распутную жизнь и во время очередного застолья с другими повесами на спор соглашается переночевать в музее восковых фигур. В той же комнате укрылась от полиции после кражи бутылки молока нищенствующая героиня с ребёнком. Увидев посреди ночи среди экспонатов такое напоминание о прошлом, мужчина умирает от сердечного приступа, а девушка сходит с ума при виде тела возлюбленного.

Поскольку картина утеряна, то и рассказать о ней, кроме сюжета, нечего.

-3
  • Второй лентой, использующей помещение музея для нагнетания страха, стала картина "Восковые фигуры" 1914-го года. Совместный проект для кино французов Мориса Турнёра и того самого Андре де Лорда. Именно прямую адаптацию для экранов пьесы последнего и представляет собой фильм. Долгое время считавшаяся утерянной лента не так давно была найдена, почищена, и спустя век зритель вновь может увидеть родоначальника всего воскового ужаса в кино.

В разгар вечернего застолья главный герой бьётся об заклад, что проведёт ночь в комнате местного музея, в которой выставлены фигуры убийц с их жертвами, тиранов и прочих преступников. Однако уже посреди ночи нервы бедолаги сдают, и когда его не слишком умный друг решает пошутить, происходит непоправимое.

Идущий всего 10 минут фильм отлично поставлен и хорошо сыгран. В сюжете отсутствуют какие-либо фантастические допущения. За счёт этого усиливается продемонстрированная в финале шокирующая для того времени сцена. Часть последующих лент, по примеру, показанному Турнёром, будет использовать антураж восковых фигур, чтобы показать вполне реалистичные ужасы. Однако другие режиссёры пройдут по совсем иному пути, предложенному в следующей ленте.

-4
  • Третий приход на экраны оживших восковых фигур произошёл спустя десять лет в 1924 году. Немец Пауль Лени, совместно с выходцем из Российской Империи Лео Бирински, поставил "Кабинет восковых фигур". Это первый полнометражный фильм на данную тему. Он соединил в себе несколько историй, действие в которых происходит в выдуманном мире с ожившими персонажами выставки.

Хозяин маленького балаганчика в составе передвижной ярмарки нанимает писателя, чтобы тот придумал истории для четырёх восковых фигур, выставленных в кабинете. Компания подобралась интересная: Джек-пружинки-на-пятках (он же почему-то Джек-Потрошитель), Ринальдо Ринальдини (атаман разбойников), Иван Грозный (царь всея Руси) и Гарун-аль-Рашид (халиф Багдада). Не мешкая, товарищ берётся за дело...

Перед тобой достойный представитель немецкого экспрессионизма. Каждая из трёх историй имеет свои декорации и настроение, изменяющиеся и выстраивающиеся во всё большую оторванность от реальности и погружение в пучины кошмарного сна. Хотя в самом начале на пьедесталах можно заметить четыре фигуры, на сюжет про Ринальдини банально не хватило денег. Есть ещё одно печальное обстоятельство, связанное с фильмом. Сохранилась только английская версия, которая короче немецкой на 25 минут. Скорее всего, утерянный материал касался, в первую очередь, финальной, третьей истории.

-5

Первый эпизод, посвящённый халифу - это скорее сказочная комедия, которая сильно повлияла на Людвига Бергера, одного из режиссёров будущего "Багдадского вора". Ничего страшного в ней не происходит, зато есть капелька эротизма и захватывающие погони по крышам. Декорации соответствуют повествованию и, несмотря на утрированность, в них всё ещё можно уверенно опознать вполне конкретные помещения и улицы. Чем дальше фильм будет погружаться в фантазии писателя, тем сложнее будет это сделать. В роли халифа снялся прекраснейший и настолько же легендарный, насколько и скандальный, актёр Эмиль Яннингс. Его политические пристрастия лучше оставлять за дверью, дабы не портить себе удовольствие.

-6

Вторая история посвящена последнему правителю из рода Рюриковичей. Иван Грозный - тиран, деспот, капризен, коварен. Самодур, каких поискать, убивает по поводу и без и ворует невест прямо со свадьбы. Впрочем, ничего нового. Происходящую на экране сумбурную клюкву, родившуюся в воспалённом мозгу главного героя, оттеняет Конрад Фейдт, придавая и без того гиперболизированной и гипертрофированной картинке особый шарм. Для своего персонажа актёр выбрал пластику движений, будто у сломанной заводной игрушки, да и вообще всё происходящее постепенно вместе с царём теряет связь с реальностью и напоминает кукольный спектакль.

-7

Третья, самая короткая история, посвящённая ныне забытому персонажу английского фольклора Джеку-пружинки-на-пятках. Наш герой внезапно замечает, что восковая фигура этого персонажа ожила, и молодой человек пускается наутёк из кабинета, прямо на тёмные улицы. Самая технически сложная часть, снятая с использованием множественного наложения в декорациях, которые не имеют практически ничего общего с реальностью, способна впечатлить даже сейчас. Весь сюжет призван максимально правдоподобно продемонстрировать на экране кошмарный сон. Что ж, думаю, с этой задачей он вполне справился. Антагониста играет характерный Вернер Краусс, за несколько лет до этого блиставший в образе профессора Калигари.

В итоге, из всех частей только последняя претендует на звания хоррора, а вторая лишь использует составные части жанра. Однак, именно этот фильм стал источником вдохновения для следующих поисков ужасного в застывших фигурах. Вероятно, не последнюю роль в такой его популярности сыграл общий интерес к импрессионистскому кино и блистательному звёздному актёрскому составу. Что же касается постановки, то её нельзя назвать выдающейся. Однако, как минимум, ради естествоиспытательского интереса к кино посмотреть ленту стоит.

В следующий раз восковые фигуры появились на экране в фильме ужасов, спустя девять лет, на другой стороне земного шара, но это совсем другая история...

Подписывайтесь, комментируйте, а если репост в социальных сетях сделаете, то вообще огромное спасибо.